С миру по нитке - истребитель Сяолун
История создания китайского истребителя
Super-7, получившего в дальнейшем обозначение FC-1 (Fighter China 1 – Китайский
истребитель первый) или «Сяолун» (Xiaolong в переводе на русский означает
яростный или свирепый дракон), началась ещё в 1986 году. Для проведения
модернизации устаревших истребителей J -7 (аналог советского истребителя
МиГ-21) правительство Китайской Народной Республики выделяет 550 000 000$.
После чего китайская компания CAIC (Chengdu Aircraft Industry Company)
заключает договор с американской компанией «Grumman», по которому планируется
разработка совместного проекта истребителя Super-7 на базе советского
истребителя МиГ-29. Но к 1990 году американо-китайские отношения становятся
довольно холодными, и это приводит к тому, что совместные работы по проекту
нового истребителя прекращаются. Однако китайские специалисты продолжают
разработку самолёта своими силами. В этот период название проекта меняется на
Fighter China 1 (FC- 1). После отказа специалистов американской компании
«Grumman» участвовать в дальнейшей работе над проектом, к работам были
привлечены российские инженеры.
По некоторым сведениям, конструкция китайского
истребителя включает в себя множество российских разработок, в частности ОКБ
А.И. Микояна, которые создавались в рамках отечественного проекта по созданию
легкого фронтового истребителя МиГ-33. Впрочем, это не удивительно, в то время
Российская оборонная промышленность переживала тяжелые времена и российские
инженеры-авиастроители использовали любую возможность и продавали свои
разработки иностранным компаниям. В 1998 году (официально в 1999 году) в работы
над проектом по созданию истребителя FC- 1 включается Пакистан, берёт на себя
половину всех расходов, связанных с проектом, после чего проект получает
обозначение JF-17 (Joint Fighter – совместный истребитель). Дело в том, что
Китай и Пакистан активно сотрудничали в области производства ракетного
вооружения, это вызывало опасения в военных кругах США. В начале 90-х годов,
согласно наложенным Америкой на Пакистан санкциям, последний больше не мог
покупать истребители F-16, в то время как испытывал острую нехватку боевых
самолётов такого класса.
Уже в августе 2003 года проводится первый
полёт нового истребителя, 3 сентября он был успешно представлен народу. К 2006
году построено шесть самолётов «Сяолун», два истребителя из числа построенных
были отправлены в Пакистан для прохождения дальнейших лётных испытаний. Стоит
отметить, что двигатели РД-93 (модернизированный вариант двигателя РД-33,
установленного на российском истребителе Миг-29) для истребителей FC- 1 были
приобретены в России, согласно подписанному с ОАО «Климов» и ММП им. В.В.
Чернышева договору. Однако в дальнейших планах китайских авиастроителей -
оснащать истребитель мотором WS-13 собственного производства, с более высокими
тяговыми показателями, но более тяжелым, чем российский РД-93.
Новый «Сяолун» представляет собой
многофункциональный, лёгкий сверхзвуковой истребитель, оснащенный одним ТРД с
тягой 8300 кгс. Крылья самолёта имеют треугольную форму с развитыми наплывами.
Бортовая электроника, включающая в себя два мощных компьютера с процессорами
Motorola 88000, позволяет пилоту использовать истребитель в бою с максимальной
эффективностью. В качестве РЛС в китайском самолёте применяется итальянская РЛС
FIAR Grifo-S7, производство которой налажено пакистанскими компаниями. В начале
работ над проектом на истребитель планировалось установить российскую РЛС,
созданную в НПЦ «Фазатрон», имеющую обозначение «Суперкомар». Однако эта
станция была китайскими авиастроителями отвергнута по причине малой дальности
обнаружения. Известно, что на первом построенном FC-1 была установлена
израильская Elta EL/M-2032, а на истребителях, переданных ВВС Пакистана, по
некоторым данным, установили китайскую станцию Nanjing KLJ-7. В дополнение
истребитель оснащен оптоэлектронной оптической системой с инфракрасным каналом
(китайское название - электронно-оптический радар «свет радуги-1»), дальность
обнаружения цели которой составляет 75 км.
В кабине пилота расположены три
многофункциональных ЖК дисплея, на которые выводится вся необходимая
информация. Основной язык английский, однако все появляющиеся на дисплее
сообщения могут быть и на китайском языке. Также в состав бортовой электроники
входят системы предупреждения о приближении ракет, система предупреждения при
обнаружении радиолокационными станциями противника, системы обмена информацией
со стационарными пунктами наведения и другими самолётами. Вооружение
истребителя состоит из двуствольной 23-мм Тип-23-2 автоматической пушки
(китайский аналог российской ГШ-23), четырех управляемых ракет класса
«воздух-воздух», одной управляемой ракеты класса «воздух земля» и четырёх
авиабомб. Максимальная боевая нагрузка достигает 3,7 тонны. Максимальная скорость
1900 км
в час, дальность полёта с подвесными топливными баками (два бака по 800 литров) составляет
около 3000 км.
Автор Макс Беляев
Источник:
http://topwar.ru/
|