Самоходная артиллерийская установка СУ-5
Необходимость в создании и развитии самоходной
артиллерии определялась взглядами советской военной науки 1930-х годов. Их
сущность сводилась к тому, что для ведения успешных боевых действий танковым и
механизированным соединениям РККА может потребоваться усиление огневой мощи.
Так как буксируемая артиллерия существенно уступает в подвижности танкам, то
усиливать огневую мощь частей должна была самоходная артиллерия. В соответствии
с данными взглядами в СССР приступили к созданию малых, легких и тяжелых САУ.
Самоходные установки, получившие обозначение СУ-5, входили в состав так
называемого «малого триплекса». Данным термином назывались САУ неполного
бронирования, созданные на базе легкого танка Т-26 и представляющие собой
универсальный самоходный лафет, на базе которого можно было разместить 3
орудия: СУ-5-1 – 76-мм дивизионную пушку обр. 1902/30 г., СУ-5-2 – 122-мм
гаубицу обр. 1910/30 г, СУ-5-3 – 152-мм дивизионную мортиру обр. 1931 г.
Согласно распространенной в то время теории,
наличие данного триплекса в полной мере могло покрыть весь существующий спектр
задач армии на дивизионном уровне. За разработку всех трех систем отвечало КБ
завода опытного машиностроения им. Кирова (завод №185) под руководством П. Н.
Сячентова и С. А. Гинзбурга. Ответственным конструктором данного проекта был
назначен В. Москвин.
Особенности конструкции
В качестве базового шасси для САУ был выбран
легкий танк Т-26 обр. 1933 года, производство которого было налажено в
Ленинграде. По причине того, что существующая танковая компоновка совершенно не
подходила для САУ, корпус Т-26 был значительно переработан.
СУ-5-1
Отделение управления вместе с органами
управления САУ, сидением механика-водителя, а также элементы трансмиссии
остались на своем месте в носу машины. А вот моторное отделение пришлось
перенести к центру корпуса, отделив его от остальных отсеков самоходки
бронированными перегородками. В моторном отделении устанавливался стандартный
бензиновый двигатель от танка Т-26 мощностью 90 л.с., главный фрикцион,
укороченный карданный вал, радиатор, вентилятор, масляной и топливный баки,
которые были разделены герметичными выгородками. Моторное отделение САУ СУ-5
было соединено при помощи специального кармана с боковыми отверстиями, которые
служили для выброса охлаждающего воздуха. На крыше моторного отсека находились
2 люка для доступа к свечам, карбюратору, клапанам и маслофильтру, а также
отверстия с бронированными жалюзи, которые служили для входа охлаждающего
воздуха.
Боевое отделение находилось в корме машины.
Здесь за 15-мм бронещитом располагалось вооружение САУ и места для расчета (4
человека). Для гашения отдачи во время ведения огня на землю опускался
специальный сошник, расположенный в корме машины. Помимо этого могли
применяться и дополнительные бортовые упоры.
Ходовая часть не претерпела изменений в
сравнении с серийным танком Т-26. Применительно к каждому из бортов она
состояла из следующих компонентов: по 8 опорных катков, которые были собраны в
4 тележки (первая и вторая/третья и четвертая тележки обладали общей подвеской
с амортизацией на листовых рессорах), 4 поддерживающих роликов. Направляющее
колесо заднее, ведущее переднее.
СУ-5-2
Все три САУ обладали единым шасси и
различались, главным образом, используемым вооружением:
1. Основным вооружением САУ СУ-5-1 была
76,2-мм дивизионная пушка обр. 1902/30 гг. (длина ствола 30 калибра). Начальная
скорость снаряда – 338 м/с. Вертикальные углы наведения орудия составляли от -5
до +60 градусов, горизонтальные – в секторе 30 градусов, без поворота корпуса
установки. При ведении огня расчет использовал телескопический прицел и
панораму Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 8 760 метров при угле
возвышения орудия 40 градусов. Скорострельность орудия составляла 12 выстрелов
в минуту. Стрельба осуществлялась с места без использования сошников при
опущенном полике заряжающего. Возимый боекомплект САУ состоял из 8 выстрелов.
2. Основным вооружением САУ СУ-5-2 была 122-мм
гаубица обр.1910/30 гг. (длина ствола 12,8 калибра), которая отличалась
измененной конструкцией люльки. Начальная скорость снаряда равнялась 335,3 м/с.
Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от 0 до +60 градусов, по
горизонтали – 30 градусов без поворота корпуса установки. При ведении огня
расчет использовал телескопический прицел и панораму Герца. Максимальная
дальность стрельбы составляла 7
680 м. Применение поршневого затвора обеспечивало
приличную скорострельность на уровне 5-6 выстрелов в минуту. Стрельба
осуществлялась с места без использования сошников при опущенном полике заряжающего.
Возимый боекомплект состоял из 4 снаряда и 6 зарядов.
3. Основным вооружением САУ СУ-5-3 была
152,4-мм дивизионная мортира обр. 1931 г. (длина ствола 9,3 калибра). Начальная
скорость снаряда – 250 м/с. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли
от 0 до +72 градусов, углы наведения в горизонтальной плоскости – 12 градусов
без поворота корпуса установки. При стрельбе расчет использовал панораму Герца.
Максимальная дальность стрельбы составляла 5 285 метров.
Применение клинового затвора обеспечивало скорострельность на уровне 4-5
выстрелов в минуту при углах возвышения до 30 градусов и 1-1,5 выстрела при
углах возвышения свыше 30 градусов. Возимый боекомплект состоял из 4 выстрелов.
При ведении огня использовались 2 сошника, которые устанавливались снаружи
кормовой части САУ.
Для подвоза к САУ СУ-5 боеприпасов на поле боя
предполагалось использовать специальный бронированный подвозчик боеприпасов.
СУ-5-3
Боевая масса САУ СУ-5 составляла от 10,2 до
10,5 тонн в зависимости от модификаций. Экипаж САУ состоял и 5 человек
(водитель и 4 члена расчета). Емкости топливных баков объемом 182 литра было
достаточно для совершения 170
км. марша по шоссе.
Судьба проекта
Заводские испытания всех трех машин триплекса
проходили с 1 октября по 29 декабря 1935 года. Всего САУ прошли: СУ-5-1 – 296 км., СУ-5-2 – 206 км., СУ-5-3 – 189 км., при этом последняя
1 ноября 1935 года была отправлена на парад в столицу. Помимо пробега машины
испытали и стрельбой САУ СУ-5-1 и СУ-5-2 произвели по 50 выстрелов, САУ СУ-5-3
произвела 23 выстрела.
По результатам проведенных испытаний были
сделаны следующие выводы: «САУ отличаются тактической подвижностью, которая
позволяет им передвигаться по дорогам и вне их, переход в боевое положение для
76 и 122-мм СУ-5 является моментальным, для 152-мм версии требуется 2-3 минуты
(так как стрельба предполагает использование упоров). В ходе испытаний были
выявлены и недостатки машины, к которым отнесли: недостаточную прочность
кронштейна, который связывал люльку с цапфовой обоймой, а также слабые бандажи
опорных колес. Все выявленные дефекты не имели принципиального значении и легко
устранялись.
По планам в 1936 году предполагалось
изготовить партию из 30 самоходок СУ-5. Причем военные отдавали предпочтение
версии СУ-5-2 со 122-мм гаубицей. От СУ-5-1 они отказывались в пользу
артиллерийского танка АТ-1, а для 152-мм мортиры шасси СУ-5-3 было достаточно
слабым. Первые 10 серийных машин были готовы к лету 1936 года. Две из них
практически сразу были отправлены в 7-й мехкорпус для прохождения войсковых
испытаний, которые продлились с 25 июня по 20 июля 1936 года и проходили в
районе Луги. Во время испытаний машины прошли своим ходом 988 и 1014 км. соответственно,
произведя по 100 выстрелов каждая.
По результатам проведенных войсковых испытаний
было установлено, что САУ СУ-5-2 войсковые испытания прошли. СУ-5-2 были
достаточно подвижны и прочны во время похода, обладая достаточной проходимостью
и хорошей устойчивостью при ведении огня. Как правило, САУ использовались для
ведения огня с открытых позиций, выступая в роли артиллерии сопровождения. При
внесении в их конструкцию ряда дополнений данные самоходки желательно принять
на вооружение механизированных соединений, в качестве средства непосредственной
артиллерийской поддержки.
К основным выявленным недостаткам машины
отнесли: недостаточный боезапас, его предлагалось увеличить до 10 снарядов.
Также предлагалось увеличить мощность двигателя, так как САУ была перегружена и
усилить рессоры. Глушитель предлагалось переместить в другое место, а отделение
управления оборудовать вентилятором.
Часть этих нареканий военных была устранена в
ходе производства оставшихся 20 самоходок, но повысить мощность двигателя и
усилить подвеску так и не удалось. Ряд последних машин, которые были
произведены осенью 1936 года, получили также дополнительные бронелисты, которые
прикрывали сидения орудийного расчет с боков. Предлагалось внести в конструкцию
САУ СУ-5 изменения и по результатам войсковых испытаний, после чего запустить
их серийное производство, но вместо этого в 1937 году работы по программе
«малого триплекса» были полностью свернуты. Возможно, это было связно с арестом
одного из конструкторов П. Н. Сячентова.
Уже произведенные САУ из первой партии
поступили на вооружение механизированных корпусов и отдельных бригад Красной
Армии. Летом 1938 года данные машины даже приняли участие в боевых действиях
против японцев у озера Хасан. СУ-5 действовали в районе высот Безымянная и
Заозерная в составе артиллерийских батарей из состава 2-й механизированной
бригады Особой Дальневосточной армии. Из-за кратковременности боевых действий,
которые закончились уже 11 августа 1938 года, применение самоходок носило очень
ограниченный характер. Несмотря на это в отчетных документах указывалось, что
САУ оказали существенную поддержку пехоте и танкам.
В сентябре 1939 года во время
«освободительного» похода в Западную Белоруссию и Украину, батарея СУ-5,
входившая в состав 32-й танковой бригады совершила 350-км марш, но в боевых
столкновениях с польскими войсками не участвовала. После данного марша одна
установка была отправлена на завод для прохождения капремонта.
По состоянию на 1 июня 1941 года в составе
Красной Армии находилось 28 САУ СУ-5: 8 в Западном Особом и 9 в Киевском Особом
военных округах, 11 на Дальневосточном фронте. Из них исправно было лишь 16
машин. Каких-либо сведений об использовании данных САУ в Великой Отечественной
войне пока не обнаружено. Все они, скорее всего, были брошены из-за
неисправностей или потеряны в первую неделю боев.
Тактико-технические характеристики: СУ-5-2
Масса: 10,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 4,84 м., ширина 2,44 м., высота 2,56 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 6 до 15 мм.
Вооружение: 122-мм гаубица
обр.1910/30 гг
Боекомплект: до 10 выстрелов
Двигатель: рядный 4-цилиндровый
карбюраторный воздушного охлаждения от танка Т-26 мощностью 90 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе
– 30 км/час
Запас хода: по шоссе – 170 км.
Автор Юферев Сергей
Источник: http://topwar.ru/
|