Самоходная установка ЗиС-30
Первые же недели войны выявили огромную
потребность Красной Армии в мобильных противотанковых и зенитных самоходках.
Поэтому уже 1 июля 1941 года Народный комиссар вооружения Ванников подписал
приказ следующего содержания:
«Ввиду острой необходимости противотанковых и
зенитных самоходных артсредств и ввиду отсутствия специальной базы для них
приказываю:
1. Заводу №4 разработать и изготовить 37-мм
зенитную пушку на самоходном шасси;
2. Заводу №8 разработать и изготовить 85-мм
зенитную и противотанковую пушки на самоходном шасси;
3. Заводу №92 разработать и изготовить 57-мм
противотанковую пушку на самоходном шасси.
При проектировании установок ориентироваться на
широко освоенные промышленностью и применяемые в артиллерии грузовые автомашины
повышенной проходимости или гусеничные трактора. Противотанковые орудия должны
иметь к тому же бронированную кабину. Проекты самоходных установок должны быть
представлены на рассмотрение 15 июля 1941 года.»
В соответствии с этим приказом на заводе №92
была создана специальная группа проектировщиков под руководством П.Ф.Муравьева.
В результате её интенсивной работы в конце июля из ворот завода вышли две
самоходки: ЗиС-30 и ЗиС-31. Первая представляла собой вращающуюся часть 57-мм
противотанковой пушки ЗиС-2, установленную на арттягач А-20 «Комсомолец», а
вторая – ту же пушку ЗиС-2, но на специально забронированном трехосном
грузовике ГАЗ-ААА. Сравнительные испытания двух машин, проведенные в
июле-августе, показали, что ЗиС-31 при стрельбе более устойчива и обладает
большей кучностью по сравнению с ЗиС-30. Однако вследствии того, что
проходимость ЗиС-31 была значительно ниже ЗиС-30, предпочтение отдали
последней. Согласно приказа Ванникова завод №92 с 1 сентября 1941 года должен
был начать серийное производство ЗиС-30, однако трудности возникли там, где их
никто не ждал. Выяснилось, что завод №37 в Москве – единственный производитель
тягачей «Комсомолец» – в августе прекратил их серийное производство и целиком переключился
на выпуск танков. Поэтому для изготовления ЗиС-30 заводу №92 пришлось изымать
«Комсомольцы» из воинских частей и заниматься ремонтом машин, пришедших с
фронта. В результате этих проволочек серийное производство самоходок началось
только с 21 сентября. Всего до 15 октября 1941 года заводом было изготовлено
101 машина ЗиС-30 с 57-мм пушкой ЗиС-2 (с учетом первой опытной машины) и одна
ЗиС-30 с 45-мм противотанковой пушкой.
Дальнейшее производство машин сдерживалось
отсутствием тягачей «Комсомолец». Чтобы как-то выйти из этого положения, группа
Муравьева по своей инициативе в начале октября спроектировала самоходку ЗиС-41.
Она представляла собой вращающуюся часть пушки ЗиС-2, установленную на
специально забронированный полугусеничный вездеход ЗиС-22 (последний серийно
выпускался автозаводом ЗиС в Москве). Испытанная в ноябре 1941 года. ЗиС-41
показала неплохие результаты. Однако к этому времени пушка ЗиС-2 снималась с
серийного производства из-за сложности изготовления трубы ствола и высокой стоимости.
Кроме того, московский автозавод ЗиС эвакуировался и не мог дать достаточного
количества вездеходов ЗиС-22. Поэтому в конце ноября 1941 года все работы по
ЗиС-41 прекратили. Последняя попытка «реанимировать» ЗиС-30 была сделана в
январе 1942 года. Группа Муравьева оснастила находившуюся на заводе первую
опытную машину ЗиС-30 76-мм пушкой ЗиС-3 (вопреки многочисленным публикациям
это орудие было поставлено на серийное производство только в конце декабря 1941
года взамен 57-мм пушки ЗиС-2). Однако дальше заводских испытаний этого образца
дело не пошло.
Самоходки ЗиС-30 начали поступать в войска в
конце сентября 1941 года. Все они пошли на укомплектование батарей ПТО в
танковых бригадах Западного и Юго-Западного фронтон (всего ими было
укомплектовано около 20 танковых бригад). Кстати, в документах того времени
довольно сложно отличить машину ЗиС-30 от 57-мм пушки ЗиС-2. Дело в том, что
заводской индекс ЗиС-30 не был известен в войсках и поэтому в военных сводках
эти машины проходили как «57-мм пушки ПТО» – точно так же как и 57-мм пушки
ЗиС-2. Только и отдельных документах они упоминаются как «самоходные 57-мм
пушки ПТО». Тем не менее, в первых же боях ЗиС-30 показали себя очень хорошо.
Так, уже 1 октября на пленуме артиллерийского комитета Главного артиллерийского
управления (ГАУ) под председательством Э.Сателя. было доложено «об успешном
боевом применении машин ЗиС-30. Однако при более длительной эксплуатации у
самоходок выявилось множество недостатков. Так, к 15 апреля 1942 года в артком
ГАУ поступили отзывы из войсковых частей на 57-мм противотанковые пушки ЗиС-2 и
ЗиС-30. В отношении последней, в частности, было сказано следующее: «Машина
неустойчива, ходовая часть перегружена, особенно задние тележки, мал запас хода
и возимый боекомплект, велики габариты, слаба защищенность моторной группы, не
обеспечена связь расчета с водителем. Стрельба часто ведется с поднятыми
сошниками, так как нет времени на развертывание, при этом наблюдались случаи
опрокидывания машин.» Тем не менее, при всех недостатках ЗиС-30 воевали и
успешно боролись с вражескими танками. Однако к лету 1942 года в войсках
практически не осталось этих машин. Часть из них была потеряна в боях, а часть
вышла из строя ввиду поломок.
Первоисточник http://www.otvaga2004.narod.ru
|