СМИ: Бомбардировщик пятого поколения будет дозвуковым
Утвержден проект бомбардировщика пятого
поколения, который должен заменить современные ядерные ракетоносцы Ту-95МС и
Ту-160, пишет в понедельник газета «Известия», отмечая, что перспективный
самолет дальней авиации будет дозвуковым.
Военные из нескольких вариантов выбрали
дозвуковой самолет-невидимку. Как рассказал источник «Известий» в ВВС, при
выборе предэскизного проекта победила разработка КБ Туполева – самолет со
схемой «летающее крыло», который из-за огромного размаха крыльев и особенностей
конструкции не сможет преодолеть скорость звука, но зато будет невидим для
радаров.
«Конкурс аванпроектов был объявлен в начале
прошлого года, и кроме КБ Туполева в нем участвовали несколько других
конструкторских бюро. Они представили сверхзвуковые и один гиперзвуковой
проект, но выбор сделан в пользу радионезаметности, то есть туполевских
эскизов», – сообщил высокопоставленный источник в Минобороны.
Примечательно, что еще две недели назад
оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказывал, что ПАК ДА должен быть
гиперзвуковым. По его мнению, России нужен не аналог американского B-2, а
самолет со скоростью более 5 Маха, то есть примерно 6 тыс. км/ч.
Однако планы вице-премьера нарушили законы
физики. Источник в авиационной отрасли пояснил, что для того чтобы двигаться с
гиперзвуковой скоростью, самолет должен быть идеальной аэродинамической формы,
с плавными обводами, а чтобы стать невидимым для радаров – наоборот, угловатым.
Благодаря особенностям конструкции излучение радаров систем ПВО отражается в
сторону, противник не видит отраженный от самолета сигнал и самолет становится
невидим для радаров.
«Можно сделать увеличенный Т-50, но такая
конфигурация для машины в 120 т приведет к увеличению аэродинамического
сопротивления и перерасходу топлива, а значит, к снижению дальности полета», –
пояснил он.
Кроме того, для полета на сверхзвуке двигатель
должен получать много кислорода. Для этого воздухозаборник должен быть широкий
и прямой. А самолету «стелс» нужен воздухозаборник S-образной формы, чтобы он
мог закрыть лопатки двигателя от радиолокационного излучения. Воздух при
движении по такому каналу становится разреженным.
Для обеспечения незаметности в тепловом
диапазоне двигатели самолета должны быть спрятаны внутрь корпуса, как у
дозвукового американского самолета-невидимки Б-2. А для полета на сверхзвуке
нужна мощная тяга, которую пока могут создать только двигатели с соплами,
вынесенными за пределы корпуса, как на Ту-160, Concorde и B-1.
По словам источника издания, военные
согласились с доводами конструкторов о невозможности «и рыбку съесть, и в дамки
влезть». Теперь КБ Туполева должно закончить работы по тактико-техническим
характеристикам ПАК ДА, а в начале 2014 года представить бюджет
научно-исследовательской работы (НИР). При этом серийное производство
перспективных бомбардировщиков должно начаться в 2020 году.
Источник: http://vz.ru/
|