Советские САУ времен войны – Су-85
Опыт применения самоходок СУ-122 показал, что
для выполнения задач поддержки и сопровождения огнем танков и пехоты они
обладают слишком малой скорострельностью. Войска нуждались в САУ, которая имела
бы куда большую скорострельность. Такой установкой стала СУ-85, вооруженная
85-мм пушкой Д5-С85. САУ была принята на вооружение Красной Армии в 1943 году и
выпускалась до 1944 года, до того момента, как на конвейере ее не сменила более
мощная установка СУ-100. По своей компоновке СУ-85 повторяла СУ-122, но обладала
большей эффективностью при борьбе с бронетехникой противника. По сути, это был
первый советский истребитель танков.
До весны 1943 года у советских танков Т-34 и
КВ, не было серьезных противников среди бронетехники вермахта. Наши танки
превосходили противника по броневой защите и обладали достаточной
бронепробиваемостью, однако с появлением новых немецких танков «Тигр» и
«Пантер» все преимущества советских танков были потеряны. Хотя немецкой
бронетехники были присущи существенные недостатки: низкая подвижность, большая
масса и как следствие низкая проходимость, сложность в производстве, их
появление на поле боя стало серьезной проблемой для советских войск.
Учитывая сложившиеся обстоятельства ГКО СССР
уже 15 апреля 1943 года наметил ряд мероприятий по увеличению огневой мощи и
броневой защиты вновь создаваемых образцов бронетехники. Тогда же в апреле 1943
года артиллерийский комитета ГАУ РККА направил на «Уралмаш» тактико-тактические
требования по созданию новой САУ, вооруженной 85-мм пушкой. В кратчайшие сроки
на заводе создали новую САУ СУ-85, базирующуюся на базе машины СУ-122. Новая
самоходка встала на конвейер уже в августе 1943 года и производилась по июнь
1944 года. Всего за это время было собрано 2329 самоходок СУ-85. После
окончания производства она была заменена на новую САУ СУ-100, но из-за задержки
с выпуском 100-мм бронебойных снарядов и прекращением выпуска бронекорпусов для
СУ-85 до декабря 1944 года на Уралмаше выпускали переходный вариант СУ-85М.
Фактически это была СУ-100, только с установленной пушкой Д5-С85. От СУ-85
такая модель отличалась большим бронированием лба корпуса и увеличенным
боезапаса. Всего на заводе было собрано 315 таких САУ.
САУ СУ-85 обладала следующими особенностями:
1. САУ была создана на базе агрегатов и узлов
танка Т-34 и имела с ним высокую совместимость.
2. Ходовой части машины, двигатель, агрегаты и
узлы трансмиссии были полностью заимствованы у среднего танка Т-34. Так как
боевая масса самоходки не превышала боевой массы среднего танка Т-34,
надежность работы данных узлов сомнений не вызывала.
3. В бронерубке САУ было смонтировано новое
85-мм орудие, которое использовало выстрелы от 85-мм зенитной пушки. Орудие
было установлено в корпусе САУ с использованием рамочной конструкции, которая
крепилась к верхнему лобовому листу. Условия работы орудия не стесняли рабочих
мест экипажа.
4. Бронепробиваемость бронебойного снаряда
85-мм пушки Д-5С-85 была на 75% выше бронепробиваемости аналогичного снаряда
76-мм орудия, устанавливаемого на танки Т-34 и на 45% выше, чем у бронебойного
снаряда 122-мм орудия САУ СУ-122. Все это позволяло увеличить дальность
эффективного огня по бронетехнике противника в 1,5 раза. Обладая лучшими
показателями подвижности, чем тяжелые танки и штурмовые орудия противника,
СУ-85 даже при меньшем уровне бронезащиты могла успешно им противостоять.
5. 73% деталей САУ были заимствованы у
среднего танка Т-34, 7% у САУ СУ-122 и лишь 20% деталей были изготовлены
заново.
Особенности конструкции
САУ СУ-85 представляла собой безбашенную
полностью бронированную машину, с более мощным вооружением, чем у среднего
танка Т-34-76, на базе которого она и была спроектирована. При этом носовая
часть корпуса была улучшена, а высота САУ относительно танка уменьшена. Боевая
рубка располагалась впереди корпуса и была выполнена в виде рубки опытной САУ
СУ-122М. СУ-85 имела противоснарядное бронирование, толщина лобовой брони
достигала 45 мм,
угол наклона составлял 50 градусов. Толщина брони маски орудия составляла 60 мм. В состав экипажа САУ
входило 4 человека. При этом отделение управления и боевое отделение были
совмещены. Механик-водитель и наводчик располагались слева от орудия, сзади
находился заряжающий, командир машины располагался справа от орудия. Справа на
крыше рубки находилась командирская башенка с панорамным обзором без входного
люка. Командирская башенка использовалась командиром САУ для наблюдения за
местностью и корректирования огня.
Для наблюдения за полем боя в крыше рубки с
обоих бортов были установлены зеркальные смотровые приборы, которые защищались
специальными бронеколпаками. Посадка/высадка экипажа в самоходку осуществлялась
через люк механика-водителя и двустворчатый люк, расположенный в задней части
крыши и кормовом листе корпуса рубки. Крышка люка механика-водителя и
установленные в ней смотровые приборы были идентичный крышке люка
тридцатьчетверки.
В качестве основного оружия САУ выступала
85-мм нарезная пушка Д-5С-85, или Д-5С-85А установленная в лобовом листе
бронерубки. Длина ствола орудия составляла 48,8 калибра. Масса орудия без
бронирования составляла 1230
кг. (Д-5С-85А – 1370 кг). Предельная длина отката равнялась 320 мм. Пушка оснащалась
клиновым затвором с полуавтоматикой копонирного типа. Противооткатные
устройства, состоящие из гидропневматического накатника и гидравлического
тормоза отката, находились над стволом орудия – слева тормоз отката, справа –
накатник. Скорострельность орудия составляла 6-8 выстрелов в минуту. Углы
вертикальной наводки составляли от -5 до +25 градусов, углы горизонтальной
наводки 20 градусов (по 10 в каждую сторону).
Боекомплект орудия состоял из 48 снарядов. 17 выстрелов
были расположены в боеукладке в нише левого борта (помимо этого сюда можно было
дополнительно уложить два бронебойных снаряда). 10 выстрелов размещались в
вертикальном стеллаже у моторной перегородки, 1 выстрел в вертикальном стеллаже
у левого борта. 14 выстрелов находились в ящике под орудием (помимо этого в
гнезда ящика можно было дополнительно уложить еще 4 бронебойных снаряда). Для
самообороны экипаж САУ использовал пистолеты-пулеметы ППШ и ручные гранаты Ф-1.
Для ведения огня прямой наводкой применялся
телескопический прицел 10Т-15 (на небольшой части машин ТШ-1). Дальность
прямого выстрела составляла 3800
метров, наибольшая дальность ведения огня 13 600 метров. Для
стрельбы использовались штатные боеприпасы 85-мм зенитного орудия образцы 1939
года. В 1944 году в боекомплект САУ СУ-85 включили новый подкалиберный снаряд
БР-365П.
В моторном отделении самоходки на подмоторной
раме вдоль продольной оси корпуса находился дизельный двигатель В-2-34
мощностью 500 л.с.
На двигателе были размещены: топливный фильтр, топливоподкачивающий насос,
топливный насос НК-1, топливопроводы высокого давления, масляный фильтр, водный
насос и генератор. Как и на базовом среднем танке, на САУ устанавливались 2
центробежных воздухоочистителя типа «Циклон», размещенных в трансмиссионном
отделении. Топливная система танка включала в себя 8 баков общей емкостью 465 литров. Помимо
внутренних баков на корпусе САУ можно было разместить еще 3 наружных топливных
бака емкостью 90 литров
каждый.
Боевое применение
Для своего времени САУ СУ-85, вооруженная
мощной 85-мм пушкой, была грозной боевой машиной, такой же пушкой в то время
вооружался танк КВ-85, выпушенный очень ограниченной серией. Орудие самоходки
позволяло ей бороться с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на дистанциях в
600-800 метров.
С увеличением объемов производства количество
САУ в войсках возрастало и с октября 1943 года по февраль 1944 года все полки
были переведены на новый штат. Согласно новым штатом самоходно-артиллерийский
полк состоял из 21 машины – 4 батареи по 5 установок и 1 машина командира
полка. Дополнительно полк получал роту автоматчиков и взвод саперов. Помимо
отдельных самоходно-артиллерийских полков, новые САУ стояли на вооружении
полков, которые входили в состав специально созданных истребительно-противотанковых
бригад.
С недостатками и ошибками в боевом
использовании самоходок велась нешуточная борьба во всех инстанциях. В приказах
командующих фронтами танковым и общевойсковым командирам давались указания, что
ни в коем случае нельзя допускать использование САУ в роли танков. Помимо этого
запрещалось применять самоходно-артиллерийские полки, которые выходили в состав
истребительно-противотанковых бригад, для сопровождения танков и пехоты в
отрыве от остальных подразделений бригады. Данные полки чаще других должны были
служить артиллерийско-противотанковым резервом.
Новая САУ СУ-85 в войсках была встречена
хорошо и применялась достаточно эффективно. Хотя мощности фугасного 85-мм
снаряда иногда было явно недостаточно для уничтожения полевых укреплений
противника, с танками немцев САУ боролась достаточно уверено. При этом наряду с
положительными отзывами шли из частей и предложения по внесению в конструкцию
САУ улучшений. К примеру, командир 7-го мехкорпуса генерал-майор Катков,
оценивая машину, отмечал: «Самоходка СУ-85 в настоящее время является
достаточно эффективным средством борьбы с тяжелыми танками вермахта. По
проходимости и маневренности она не уступает танку Т-34, и с новой 85-мм пушкой
показывает себя в боевых действиях достаточно хорошо. Однако, используя огонь и
броню своих танков «Тигр», «Пантера» и САУ «Фердинанд», немцы стараются
навязывать бой на больших дистанциях – 1500-2000 метров. В таких
условиях мощь 85-мм орудия и лобовая броня САУ СУ-85 недостаточны. Необходимо
усилить бронирование и самое главное вооружить самоходку новым орудием с
увеличенной бронепробиваемостью, для того чтобы она могла уверенно бороться с
«Тиграми» на дистанции в 1500 метров». Пожелания военных об увеличении огневой
мощи САУ были учтены, и на свет появилась новая самоходка, вооруженная 100-мм
орудием – СУ-100.
Тактико-технические
характеристики: СУ-85
Масса: 29,2 т.
Габаритные размеры:
Длина 8,13 м., ширина 3,0 м., высота 2,33 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 20 до 45 мм.
Вооружение: 85-мм орудие Д-5С-85
Боекомплект: 48 снарядов
Двигатель: двенадцатицилиндровый
V-образный дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе
– 47 км/час
Запас хода: по шоссе – 400 км.
Источник:
http://topwar.ru/
Использованы источники:
www.pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/samohodnie-ustanovki/102-su-85
www.tank-tula.clan.su/publ/sovetskie_tanki/artillerija/sau_su_85/20-1-0-44
www.tank.itishistory.ru/2_tank_19.php
www.ormira.ru/encyclopedia/self-propelled-artillery/286-spa-su-85.html
www.all-tanks.ru/content/samokhodnaya-artilleriiskaya-ustanovka-su-85
|