Су-25УБ – возращение в небо
Компания «Вертолеты России» сделала заявление
о возобновлении производства учебно-штурмового Су-25УБ. Завод по выпуску и
ремонту вертолетов, находящийся в Улан-Удэ, займется производством Су-25УБ для
Военно-воздушных Сил Российской Федерации. По заявлению директора «Оборонпрома»
становится ясно, что данный вопрос был согласован с ОАК. Планируется заменить
радиоэлектронное оборудование самолета на более современную аппаратуру, так как
после развала СССР Су-25 больше не производили и оборудование морально устарело.
По остальным ТТХ самолет имеет огромный потенциал, который также планируют
развить благодаря современным технологиям. Планируется выпустить около 16
учебно-боевых Су-25УБ.
Немного истории
В 70 годах в СССР для подготовки и отработки
практических действий личного состава ВВС возникла идея создания учебно-боевого
самолета на базе штурмовика Су-25, в 1977 году рабочий эскиз Су-25УБ был готов.
Но вследствие выпуска новой модификации самолета Су-25Т проект был отложен.
Все это привело к тому, что самолеты для
проведения учебных полётов в лётные подразделения ВВС пришлось закупать у
Чехословакии. Всего у фирмы «Аэро» было закуплено порядка 2000 двухместных
учебных самолетов L-39 Albatros.
Массовое производство Су-25УБ теоретически
началось в 1984 году, прототип носил название Т8-УБ1, но первые же три машины
идут на доработку, и лишь в 1985 году начинаются испытания переделанного
прототипа Т8-УБ2, и то только летные, из-за постоянного срыва срока сдачи в
серийное производство. Заводские летные испытания были завершены в поставленный
срок – середина декабря 1985 года.
Государственные испытания проходили весь 1986
год и закончились рекомендацией к началу серийного производства и принятию на
вооружение в ВВС.
С 1986 года до сих пор было построено около
300 машин Су-25УБ, учебно-боевые самолеты начали поступать в расположения
частей ВВС. Несколько десятков Су25УБ пошли на экспорт (экспортный вариант
Су-25УБК): в Болгарию - 6 машин, в КНДР - 4 машины, в Чехословакию - 6 машин, в
Ирак - 12 машин, в Анголу - 2 машины.
Поставка на экспорт показывает, насколько
востребован был Су-25УБ на авиационном рынке и какие перспективы ожидали его
развитие.
Была также выпущена серия Су-25УТГ для
выполнения учебных заданий летным составом на авианесущем крейсере «Адмирал
Кузнецов», и на сегодня их осталось не более 10 единиц, и если ВМФ России
закажет проект нового авианосца, Су-25УТГ смогут в кратчайшие сроки выпустить
малой серией для данного проекта.
Возможности учебно-боевого самолета
Су-25УБ предназначается для проведения
обучения и контроля действий летного состава подразделений ВВС и выпускников
летных высших учебных заведений в самолетовождении, технике пилотирования и
действий в составе группы. ТТХ учебно-боевого самолета не отличаются
практически ничем от ТТХ базового самолета Су-25.
Виды выполняемых учебных задач:
- отработка техники пилотирования в различных
метеоусловиях, днём и ночью;
- отработка навыков самолетовождения в
различных метеоусловиях, днём и ночью;
- отработка боевых навыков при атаке наземной
цели с помощью учебных фото-, киноприспособлений;
- отработка действий летного состава при
отказе различных приборов и систем самолета;
Преемственность Су-25УБ составляет 80% Су-25.
На учебно-боевом штурмовике Су-25УБ, как и на боевом штурмовике Су-25, стоят
два двигателя Р-95Ш. Аппаратура на борту полностью аналогична боевому самолету.
Основные отличия учебно-боевого самолета:
- переделанная носовая часть для установки
второй кабины;
- откидной фонарь единый для 2-местной кабины;
- перекомпоновка оборудования в зоне установки
2-местной кабины;
-
управление самолетом из двух кабин пилотов;
- добавлены системы дублирования управления,
кондиционирования, сигнализации.
Как видно, основные отличия учебного самолета
связаны с установкой второй кабины пилота и подводом к ней необходимого
оборудования и управления. Радиоэлектронная аппаратура получила возможность
имитировать отказы из второй кабины на кабину выполняющего учебное задание
летчика. При возникновении нештатных ситуаций есть возможность переключения
полного контроля на кабину инструктора.
В учебно-боевом самолете Су-25УБ находится
переговорное устройство, обеспечивающее беспрерывную связь между инструктором и
обучаемым пилотом, и записывающее устройство для записи переговорного процесса
обучения.
Основные ТТХ Су-25УБ:
- прототип «Т8-УБ1», «Т8-УБ2»;
- модификации: Су-25УБ,
Су-25УТГ, Су-25УБК, Су-25Ут;
- длина 15.3 метра;
- высота 5.2 метра;
- размах крыла 14.3 метра;
- масса 15300 кг;
- двигатель два Р-95Ш;
- средняя скорость 900 км/ч;
- радиус действия: у земли – 450 км., на высоте – 950 км;
- практический потолок 7000 м;
- количество пилотов 2 человека;
Вооружение:
- 10 подвесок с нагрузкой до 4300 кг;
- одна двуствольная пушка
ГШ-30-2 калибра 30 мм
с боезапасом 250 патронов;
- 32 бомбы по 100 кг,восемь бомб по 500 кг;
- до 10 пусковых устройств
УБ-32-57 или блоки НАР типа С-24, С-8, С-5;
- управляемые ракеты класса
«воздух – поверхность» Х-29Л, Х-25МЛ, С-25Л,
класса «воздух-воздух» Р-2 или
Р-60;
- СППУ-22 23-мм пушка ГШ-23Л,
боезапас 260 патронов.
Автор Джерелейко Роман
Источник:
http://topwar.ru/
|