Своими военными успехами Китай обязан Украине
("Хуаньцюван", Китай)
В 2012 году наступила двадцатая годовщина
установления дипломатических отношений между Китаем и Украиной. Несмотря на то,
что между двумя этими странами установлены отношения стратегического
партнерства и сотрудничества, знаменательная дата почти никак не отмечалась.
Обе стороны будто бы стараются замалчивать успехи в рамках военно-промышленного
сотрудничества, ни единым словом не вспоминая о своих торговых отношениях в военном
секторе. В действительности же Китай — наиболее крупный потребитель продукции
украинского ВПК. Более того, Украина надеется, что после 2013 года Китай станет
ее наиболее крупным партнером в сфере военных технологий.
Аналитики отмечают, что Украина уже продала
Китаю около 30 военных технологий, в том числе касающихся ключевых элементов
оборудования и техники. Это разработки, связанные с конструированием крупных
транспортников, а также технологии, используемые в двигательных установках
авианосцев и крупных кораблей, в танковых двигателях, ракетах класса
«воздух-воздух». Некоторые иностранные СМИ даже доходят до того, что заявляют:
«Своими военными успехами Китай обязан Украине».
За 20 лет Китай получил от Украины почти все
необходимые ему технологии. Однако даже несмотря на то, что в общем и целом в
ВПК Украины осталось мало интересного для Китая, в отдельных областях КНР будет
продолжать укреплять сотрудничество двух стран.
Сотрудничество Китая и Украины в военной сфере
активизировалось после развала Советского Союза. В то время ситуация в бывших
советских республиках была неспокойной, люди пребывали в тревоге, заводы и
структуры советского периода закрывались, многие специалисты военного профиля и
профессора потеряли работу, стали испытывать нехватку средств. Особенно сильно
это проявилось в передовых отраслях. Множество первоклассных специалистов
оказалось на грани нищеты. В этой ситуации такие страны, как Америка, Германия,
Израиль, Южная Корея и Сингапур, стали вновь и вновь отправлять своих людей в Россию
и на Украину, чтобы завлечь к себе советских специалистов щедрыми контрактами.
Чрезвычайно эффективной оказалась
южнокорейская программа поиска кадров. Украинскому специалисту было достаточно
обратиться в корейское посольство, и ему уже предоставляли визу, билеты на
самолет и зарплату за один месяц. Уровень зарплаты разнился в зависимости от
квалификации и полезности работника: у среднего специалиста 1500-2000 долларов
в месяц, у известного — 3000-4000 долларов.
Китай также вступил в борьбу за талантливые
кадры, используя примерно ту же тактику, что и Южная Корея. Благодаря опыту
дружественных контактов Китая и СССР, нам удалось через научное взаимодействие
и личные дружественные связи пригласить к себе немало выдающихся специалистов и
ученых.
В этот благоприятный период Китай действовал
очень решительно, взяв прицел на ключевые технологии военно-промышленного
сектора. Посредством личных связей нам удалось осуществить передачу важных
технологических достижений в Китай. Эксперт по военно-морскому флоту Ли Цзе так
описывает работу китайских представителей в то время: нужно было неделю
добираться на поезде, ехали из Манчжурии через Сибирь и Москву, потом уже
попадали в такие страны СНГ, как Украина. Там выясняли обстановку, сходились с
людьми, очень быстро разбирались в том, в каких технологических направлениях
можно развернуть сотрудничество. После этого мгновенно набирали большую группу
украинских экспертов, везли их в КНР и уже там вводили в конкретные проекты.
На тот момент в Китае было некоторое
отставание в плане базовых технологий, технологическое взаимодействие
только-только начали разворачивать, и масштаб подобного взаимодействия был
невелик. Впоследствии Пекин в обмен на продукты легкой промышленности получил в
свое распоряжение передовое оборудование, в страну начали стекаться украинские
специалисты. Это были в основном старые большевики эпохи Мао и Сталина, глубоко
уважавшие советско-китайскую дружбу, с невысокими требованиями, крайне
аккуратные и внимательные в работе. У них был такой подход: на все вопросы
нужно найти ответ. Это были очень знающие с точки зрения науки и технологий
люди, зачастую беззаветно преданные своему делу.
Примерно с 1993 года положение стало более
трудным. «Когда тебе ни при каких условиях не дают некоторые технологии,
приходится искать другие способы». Ли Цзе говорит, что некоторые люди тайком
выменивали какие-то детали на ящик «Эрготоу» (популярный сорт китайской водки —
прим. пер.) или специфические китайские товары, однако цена на реальные
лабораторные эксперименты, подобные тем, что мы видели раньше, стала неуклонно
расти. «Потом сразу стали говорить о деньгах. Нет денег, нет и разговора».
Чтобы завлечь к себе советских специалистов,
китайское правительство запустило проект «двойного привлечения», ориентированного
на работу с экспертами и технологиями из СНГ. Говорят, что проект курировал
лично Ли Пэн, занимавший тогда пост премьера Госсовета. По некоторым
сообщениям, он также говорил, что это кадры, которые и за десять лет не
воспитаешь, поэтому они представляют для Китая просто редчайший шанс, который
ни в коем случае нельзя упускать.
В 1991 году государственное управление по
делам иностранных специалистов при Госсовете КНР официально учредило
специальную награду для иностранных экспертов — орден Дружбы, призванный
увековечить вклад зарубежных специалистов в развитие Китая. Вслед за этим
похожие награды стали создавать и региональные правительства. Этот орден
получил целый ряд украинских специалистов, а один украинский ученый удостоился
ордена Дружбы провинции Цзянсу.
В опубликованном в 2002 году внутреннем отчете
Исследовательского центра по вопросам развития при Госсовете КНР было сказано,
что, согласно имеющимся неполным данным, многоплановый проект «двойного
привлечения», реализуемый общими усилиями чиновников и народа сразу на многих
уровнях, за 10 лет привлек в страну более десяти тысяч специалистов из России и
других стран СНГ, привез в Китай более 2000 технологических проектов. В плане
«двойного привлечения» Украине отводится очень важная роль. Каждые год многие и
многие украинские специалисты и ученые приезжают по нашим приглашениям в КНР,
чтобы преподавать или заниматься научно-исследовательской деятельностью. Первый
секретарь посольства КНР в Украине Ли Цяньжу в одной статье отметил, что в
одном лишь 2006 году Китай посетило около 150 приглашенных групп украинских
ученых и специалистов, по этой программе прошло более двух тысяч человек.
Китайско-украинское оборонное сотрудничество —
это не только такие знаменательные проекты, как передача китайской стороне
авианесущего крейсера «Варяг». Выдающиеся успехи были достигнуты и в
направлении разработки корабельных и танковых двигательных установок, силовых
установок самолетов, особенно в плане создания различных двигателей. Газовые
турбины ДН/ДА-80, стоящие на авианосце «Ляонин» и на новейших экскадренных
миноносцах типа 052C,
дизельные двигатели 6ТД-2Е, стоящие на основных боевых танках «Аль Халид»,
которые Китай экспортирует в Пакистан, турбореактивные двигатели АИ-222-25Ф
китайских учебно-боевых самолетов нового поколения L-15, даже двигатели,
подходящие для вертолетов, работающих в условиях высокогорья — все это
поставляется в Китай из Украины. При этом модифицированная китайская ДН/ДА-80
превосходит украинский оригинал как по надежности, так и по
ремонтнопригодности, а также по длине межремонтного срока службы и
долговечности.
Газовая турбина — это «сердце» современных
крупных кораблей. Согласно данным издания «Kanwa Defence Review», в 90-х годах
НПКГ «Зоря» — «Машпроект» передал Китаю газотурбинные двигатели UGT 25000,
однако в тот момент они не предоставили китайской стороне соответствующих
технологий. С наступлением XXI века в связи с тяжелым экономическим положением
Украина наконец согласилась передать все технологии, связанные с этими
турбинами.
Нет оснований отметать и слухи о том, что
Украина помогала Китаю в разработке экскадренных миноносцев типа 052C. Согласно имеющимся
данным, уже в апреле 2001 года Цао Ганчуань, занимавший в тот момент пост главы
Главного управления вооружений НОАК, посетил во главе китайской делегации
Украину. В ходе этой поездки он особо выделил время, чтобы съездить на
несколько крупнейших предприятий оборонного сектора Украины, в том числе на
завод основного разработчика и производителя украинской радиолокационной
техники КП НПК «Искра».
По информации от директора НИИ «Квант» Леонида
Лисицы, начиная с 2001 года половина комплексов оптико-электронного
противодействия «Каштан-3» уходит в Китай и Южную Корею. Особенно заметно Пекин
увеличил объем заказов после того, как Китай получил право на проведение летних
Олимпийских игр 2008 года. Западные военные аналитики убеждены, что именно с
этого момента Украина стала принимать участие в разработке кораблей типа 052C.
Помимо этого, две стороны также заключили ряд
соглашений в сфере авиационных технологий. Эти соглашения затрагивают,
например, аэродинамическую схему L-15, разработку и доработку средних
военно-транспортных самолетов Y-8, а также помощь в создании нового тяжелого
военно-транспортного самолета. По некоторым данным, Украина продала Китаю
четыре аэрофинишера и теперь помогает КНР оборудовать свой учебный комплекс
палубной авиации, схожий с украинским НИТКА, который используется для
подготовки летчиков палубной авиации. Впрочем, китайская сторона эту информацию
не подтверждает.
Украинские СМИ сообщают, что еще в октябре
2006 года крупная делегация китайских военных приезжала на Украину для того,
чтобы обсудить возможность получения помощи в обучении китайских пилотов
палубной авиации. После этого китайские инженеры, пилоты и флотские технические
эксперты стали приезжать в НИТКА раз за разом.
Помимо сотрудничества в сфере разработок
двигательных установок для авианосцев, истребителей, танков и бронемашин, Китай
и Украина также проводят совместные разработки в сфере ракетных технологий.
Начиная с 90-х годов прошлого века, Китай активно ввозил советские самолеты и
новые головки самонаведения для ракет класса «воздух-воздух». У Китая на
вооружении находится несколько сотен ракет «воздух-воздух» Р-27, которые он
хотел бы модернизировать, однако Россия, опасавшаяся того, что Китай начнет
изготавливать свои копии, постоянно создавала нам трудности.
Без украинской поддержки китайским ракетам
«воздух-воздух» не удалось бы совершить переход от инфракрасных систем до
активных радиолокационных систем наведения. Усовершенствованная полуактивная
радиолокационная головка самонаведения, выпускаемая на киевском заводе «Радар»,
превосходит российские аналоги как по эффективности, так и по помехоустойчивости.
Эти головки позволили Китаю провести глубокую модернизацию стоящих на
вооружении ракет Р-27, а также вскоре выпустить и свои собственные управляемые
ракеты PL-12 — всепогодные, подходящие для поражения группы воздушных целей за
пределами видимости ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности.
Если говорить об авиации, то еще в советское
время опытно-конструкторское бюро Антонова консультировало китайских
специалистов, помогая при создании транспортного самолета Y-5. Поскольку имелся
такой исторический опыт, после объявления независимости Украины ОКБ Антонова
постоянно изъявляло желание развернуть с Китаем сотрудничество по созданию
тяжелого транспортного самолета. Украинский партнер принимал активное участие в
разработке утвержденного в 2002 году проекта пассажирского самолета ARJ21. В
2004 году украинское ОКБ осуществляло технологическое сотрудничество с
китайскими инженерами при проектировании транспортного самолета Y-8F-600.
Совместными усилиями ОКБ Антонова и Второй корпорации авиационной
промышленности Китая (AVIC II) в Пекине был создан совместный инженерный центр,
основной задачей которого было осуществление конструкторских работ по
проектированию серии новых транспортных самолетов.
В августе 2011 года глава Генерального штаба
НОАК Чэнь Биндэ посетил Украину с визитом, где две стороны подписали меморандум
о сотрудничестве в сфере военных технологий. Премьер-министр Украины Азаров
отметил, что в распоряжении его стороны находятся передовые технологии по
производству тяжелых транспортных самолетов, поэтому Корпорация авиационной
промышленности Китая должна плотно сотрудничать с ГАК «Антонов».
За 20 лет Китай глубоко разобрался в
технологическом капитале своего украинского партнера. Если оценивать ситуацию с
военными украинскими технологиями в общем плане, то можно сказать, что в этой
отрасли Украина осталась на том же месте, что и 20 лет назад. Иными словами, в
этой области не происходило никаких прорывов. Эксперт по военно-морскому флоту
Ли Цзе отмечает, что технологическое развитие украинского ВПК приостановилось.
С одной стороны это объясняется тем, что в советский период украинская военная
промышленность была лишь частью советского оборонного комплекса, лишь одним из
элементов системы, поэтому, несмотря на отличные достижения в каких-то
отдельных областях, у местной оборонки оказалась довольно слабая база. С другой
стороны, произошел массовый отток специалистов за границу, инвестиций мало — в
таких условиях создать какие-то инновации довольно затруднительно.
Однако, несмотря на это, техническое
превосходство Украины в сфере создания силовых установок, а также некоторых
других ключевых технологиях, более глубокая теоретическая подготовка в
проектировании тяжелых транспортных самолетов и другие одиночные успехи в
отдельных областях и сейчас вызывают уважение со стороны КНР. Пространство для
сотрудничества по-прежнему есть. «Тонкости проектирования, — без утайки говорит
Ли Цзе, — за пару дней не ухватить. Возьмем, к примеру, проектирование
орудийных площадок. Мы думали, что можно безболезненно снять с корабля
орудийные станции, стоявшие там по умолчанию, однако после разборки начались
проблемы, пришлось переделывать весь корпус».
Мышление конструктора, конструкторская теория
заботятся не о том, чтобы было красиво, а о том, чтобы корабль был приспособлен
для военных действий. «Что-то перестроить не удается, что-то перестроили плохо,
что-то и вовсе испортили», — сказал Ли Цзе. Критикуя существующее положение дел,
он отметил, что китайские военные инженеры в плане конструкторской мысли
приблизились к странам Запада, но у нас по-прежнему нет возможности устранить
некоторые мелкие просчеты.
У Китая все еще есть мелкие технологические
трудности, от которых в краткосрочной перспективе избавиться будет непросто,
поэтому в действительности мы сейчас не можем отказаться от сотрудничества с
Украиной. Позиция украинской стороны тоже ясна. С деньгами у страны все хуже и
хуже. Если сейчас не реализовать такой шанс, то пройдет несколько лет — и кто
знает, будет ли он? Поэтому украинцы особенно ценят сотрудничество с Китаем и
осознанно настаивают на ускорении процесса передачи технологий.
18-20 июня 2011 года глава КНР Ху Цзиньтао
впервые за почти десять лет посетил Украину с визитом. Стороны подписали ряд
соглашений на сумму в 3.5 миллиарда долларов, Пекин также решил предоставить
Киеву 80 миллионов юаней в качестве безвозмездной помощи. Согласно данным
агентства «Синьхуа», стороны запланировали в период с 2010 по 2012 год увеличить
объем товарооборота с менее чем 8 миллиардов долларов до 10 миллиардов.
Украинская пресса предполагает, что большая часть новых денег, по всей
вероятности, обусловлена сотрудничеством в военно-промышленной сфере.
Эта поездка председателя Ху Цзиньтао была
явлением незаурядным. Самолет лидера страны не полетел прямо в Киев, а сначала
совершил посадку на Крымском полуострове, в Симферополе. Это не может не
наводить на размышления. Аналитики напоминают, что две крупные статьи
китайско-украинского сотрудничества, носящие деликатный характер, — десантные
корабли проекта «Зубр» и учебные комплексы палубной авиации — в равной степени
так или иначе связаны с Крымом. Именно здесь находятся как верфь, выпускающая
«Зубры», так и НИТКА.
Согласно данным российского сайта «Новости
ВПК», сотрудничество Китая и Украины по линии «Зубров» началось в 2003 году, а
переговоры, связанные с соответствующими технологиями, растянулись на 6 лет.
Только в августе 2008 года украинские СМИ рассекретили эту информацию и
подтвердили, что было заказано 4 корабля.
Россия наблюдает за китайско-украинским
сотрудничеством с большим беспокойством, даже со злостью. Москва уже
критиковала это сотрудничество за то, что оно затрагивает ее права на
интеллектуальную собственность. Российская компания «Рособоронэкспорт»
убеждена, что права на разработку и производство этих кораблей, а также
соответствующих запчастей принадлежат российскому ЦМКБ «Алмаз», поэтому Украина
не может осуществлять поставки, не договорившись предварительно с Москвой.
Аналитики утверждают, что основная причина
такого негодования со стороны России заключается в том, что Киев передал Китаю
технические документы на этот тип кораблей. Русские никогда не забывали о том,
что китайский ВПК способен быстро скопировать любую технологию. Когда в 2005
году Украина передала Китаю списанный Т-10, третий прототип палубного
истребителя Су-33, Москва была вне себя от злости.
Однако Китай считает такой подход
неправильным, а подобную критику — бессмысленной. «Возможности Китая по
усвоению и переработке чужих технологий становятся лишь шире, результаты
подобного реконструирования вполне удовлетворительные. Все страны делают это:
именно так, например, Америка в свое время заполучила японские электронные
технологии. Опять же, Китай потратил на это немало денег».
Оригинал публикации: 评论认为没有乌克兰就没有现在中国的国防成就
Источник:
http://www.inosmi.ru/
Опубликовано: 15/01/2014
Редакционная статья
13/02/2014
Читать далее:
http://www.inosmi.ru/world/20140213/217472299.html#ixzz2tEyaPeeV
|