Таинственная субмарина "Саров"
Самая таинственная подлодка российского ВМФ в
очередной раз всплыла на поверхность летом 2010 года. Как сообщили
представители военно-морской базы Беломорска, на ПЛ "Саров" была
проведена очередная модернизация, несмотря на то, что сама лодка передана в
эксплуатацию в августе 2008 года. Опытовая дизель-электрическая подлодка
("Б") является разработкой эскизного проекта субмарины-стенда
"Сарган", начатого в 1988 году ЦКБ МТ "Рубин", под
руководством главного конструктора А.В.Белова (завершены работы по проекту в
марте 1988 года). В марте 1989 года был утвержден технический проект и дан
старт в разработке рабочих чертежей. Существует предположение, что основой
несущей конструкции корпуса судна послужил проект ПЛ 877Б.
На судоремонтном заводе ОПК РФ
"Звездочка" подтвердили тот факт, что дизель-электрическая большая
подлодка Б-90 "Саров" в 2010 году действительно находилась на их
акватории. Но от комментариев по вопросу проведенных работ деликатно
уклонились. Впрочем, это объяснимо. Данный корабль, как было сообщено в день
подъема на его флагштоке военно-морского флага, разрабатывался для отработки, а
также проведения последующих испытаний "новых и усовершенствованных
образцов глубоководной техники, вооружения и обеспечивающих их палубных
систем".
Для более точного понимания, "Саров"
- это универсальный испытательный стенд, который рассчитан "на предельно
длительную эксплуатацию и практическую возможность неоднократных
модернизаций". Впрочем, внешне это настоящая подводная лодка, обладающая
типичной по форме строения ходовой рубкой, обводами внешнего корпуса чем-то
отдаленно напоминающая ракетоносцы, построенные по проекту 667А. Но есть и
очевидные отличия - например, от центральной части до носового отсека имеются
продолговатые выступы корпуса, что, конечно, не делает лучшей гидродинамику
корабля и как следствие отражается на его крейсерской скорости. Но, очевидно,
не эти показатели поставлены в качестве главных для "Сарова".
Одна из основных задач, которая решалась при
спуске на воду данной субмарины, это установка дизельной подлодке компактного
ядерного реактора как резервной двигательной. Главная цель - дать флоту
недорогой и вместе с тем надежный боевой корабль, обладающий возможностью
длительного автономного плавания в подводном режиме, как у дорогостоящих АПЛ.
Корабль должен был быть готов к сдаче в 1993
году. Но отсутствие надлежащего финансирования негативно отразилось на ходе
работ, которые довольно часто прерывались, а в 1996-м году были и вовсе
полностью заморожены в 40% готовности. Только спустя пять лет, после совместно
принятого Минэкономразвития и Минобороны решения, строительство опытовой
подводной лодки было возобновлено - уже по частично скорректированному в ЦКБ МТ
"Рубин" техническому проекту.
В августе 2003 года, используя Мариинскую
водную систему, недостроенную подлодку перебазировали в Северодвинск. Спустя
три года, 19 марта 2006 года, в день 100-летнего юбилея подводного флота
Российской Федерации, в стапельном цеху "Севмаша" на данном заказе
установили новую закладную доску. В марте 2007 года по ходатайству ядерного
центра в Сарове экспериментальному кораблю было присвоено открытое наименование
"Саров". В том же году приехавший в гости к заводчанам капитан I
ранга, командир экипажа Сергей Крошкин впервые появился на страницах местной
прессы, что вызвало небывалый всплеск шпионских страстей, а в дальнейшем
потребовало малоприятных объяснений непосредственно от самого командира, а
также его вышестоящих начальников.
Выход в
море 06.06.2011, фото kuleshovoleg, http://kuleshovoleg.livejournal.com
14 декабря 2007 года ПЛ была выведена с
территории сборочного цеха "Севмаша" и 24 декабря 2007 года спущена
на воду (в военном порту Северодвинска) без публичной огласки. Впрочем,
информация в прессу, несмотря на все меры предосторожности, все равно
просочилась. В июле 2008 года лодка прошла необходимые заводские ходовые, а
позже и государственные испытания и передана на баланс ВМФ 7 августа 2008 года.
С 2009 года субмарина базируется на Северном флоте, город Северодвинск.
В период с 2008 года корабль выполнил много
специальных задач, необходимо отметить, что под каждое очередное испытание
судно подвергалось технической доработке и модернизации в заводских условиях.
Очередная модернизация в 2010 году, по неофициальной информации, была связана с
отработкой энергетической установки совершенно нового образца. Впрочем, ни на
заводе, ни в КБ эту информацию не комментируют и не подтверждают.
Некоторые ТТХ ПЛ "Саров":
Экипаж - 52 человека (офицеры и мичманы).
Осадка - 7 м.
Длина - 72.6 м.
Ширина - 9.9 м.
Водоизмещение подводное - 3950 т.
Водоизмещение надводное - 2300 т.
Скорость подводного плавания - 17 уз.
Скорость надводного плавания - 10 уз.
Глубина погружения максимальная - 300 м.
Время пребывания в подводном режиме - до 20 суток.
Автономность штатная, не менее - 45 суток
Источник:
http://nvo.ng.ru/
|