Тактические транспортные средства - движение вперед
После многолетних дебатов о замене
высокомобильного многоцелевого колесного транспортного средства (High-Mobility
Multipurpose Wheeled Vehicle) или Humvee, по-видимому, программа Joint Light
Tactical Vehicle (JLTV), наконец, приближается к созданию прототипа и этапу
испытаний, которые могут привести к заказам армией США и Корпусом морской
пехоты более чем 55000 автомобилей. В выпущенном МО в январе итоговом документе
говорится, что будут построены два варианта автомобиля. Тактическая боевая
машина (Combat Tactical Vehicle, CTV) будет иметь четыре посадочных места и
будет способна перевозить 1500 килограммов груза, в то время как боевая
машина поддержки (Combat Support Vehicle, CSV) сможет перевозить двух бойцов и 2300 килограммов
груза. Будет произведено две бронированных конфигурации: базовый пакет защиты с
дополнительным комплектом бронирования и один мноцелевой пакет. Третий вариант,
предусматривающий шесть посадочных мест и перевозку груза средней тяжести, был
отменен.
В конце марта были представлены шесть заявок
на JLTV, предусматривающие 27-и месячный этап проектирования и производства. В
июне армия предполагает заключить контракты стоимостью $65 миллионов каждый с
тремя победителями. Подрядчикам будут предоставлены 12 месяцев на постройку и
поставку 20-и опытных образцов для испытаний, которые в свою очередь продлятся
дополнительные 15 месяцев. Принятие решения о начале серийного производства
ожидается во втором квартале 2015-го финансового года, а фактическое
производство начнется в 2016-ом году.
Совсем не удивительно, что в эпоху сокращения
оборонных бюджетов конкурс на один из последних оставшихся крупных контрактов
модернизации транспортных средств оказался очень высоким. Как ожидается
программа JLTV будет стоить более $10 миллиардов, хотя некоторые указывают на
сумму в 70 миллиардов долларов, в зависимости от количества заказанных
транспортных средств и конечной стоимости каждого из них.
Как ожидается, совместно заказываемый армией и
морской пехотой, JLTV обеспечит лучшую защиту бойцов и лучшую грузоподъемность
чем Хаммер, сохранив при этом мобильность при снижении общего веса. Армия
намерена приобрести по крайней мере 50000 автомобилей, в то время как морская
пехота надеется приобрести 5500 автомобилей, хотя окончательные цифры будут
зависеть от конечной стоимости автомобиля.
Судьбу Хаммера предопределила его слабая
эффективность в противостоянии самодельным взрывным устройствам (СВУ) и
придорожным минам в Ираке и Афганистане. Несмотря на то, что он в течение 25
лет являлся основным тактическим транспортным средством армии и корпуса морской
пехоты, он оказался не в состоянии противостоять этим угрозам.
27 марта заместитель начальника генерального
штаба генерал-лейтенант Роберт П. Леннокс (Robert P. Lennox) пояснил сенатской
комиссии по делам ВС, что это транспортное средство больше не может быть
использовано за пределами баз. "Хаммер. . . не в состоянии выходить за
пределы передовых оперативных баз, - сказал он. На сегодняшний день он не
обеспечивает должную защиту солдат".
Программа JLTV существует уже довольно давно,
но как и большинство основных программ вооружения не избежала своей доли в
перерасходе средств и задержек. Так в 2010-ом году возникли разногласия по
направлениям развития проекта. Армия поставила приоритет на выживаемость, а морская
пехота выразила сомнения по поводу высоких цен и ожидаемого веса, что могло
оказаться проблематичным для транспортировки автомобиля. По состоянию на
февраль 2011-го года оказалось, что морская пехота может отказаться от JLTV,
что в свою очередь могло повлечь к увеличению ожидаемой армией цены на
автомобиль и поставить под угрозу всю программу.
В сентябре прошлого года сенатский комитет по
бюджетным ассигнованиям рекомендовал закрыть программу JLTV, отметив
"чрезмерный рост стоимости и постоянно меняющиеся требования".
Комитет порекомендовал вместо этого сосредоточиться на финансировании
модернизации и продлении срока службы Humvee. В ответ на это армия и корпус
морской пехоты приняли решение о более тесной координации проекта JLTV и
уменьшении требований к весу и транспортабельности. Они также согласились
снизить целевую стоимость до примерно $250000 за автомобиль, что сделало
ожидаемую стоимость проекта Хаммер в размере $200000 за автомобиль менее
привлекательной. С учетом этих изменений, программа JLTV избежала закрытия, а в
октябре был опубликован запрос предложений на более легкий и более дешевый
JLTV.
Одной из трех компаний, которые были отобраны
для участия в этапе разработки технологий является Lockheed Martin. Она
предлагает семейство транспортных средств, накопивших более 160000 миль
комбинированного тестирования и превысивших требования технического задания по
защите от взрывов. В отличие от других участников конкурса, Lockheed Martin
располагала коллективом работающим над программой JLTV в течение семи лет.
"Наши улучшения позволили уменьшить вес
первоначальной конструкции на сотни фунтов, которая успешно прошла испытания на
вертолетах, -говорится в заявлении Скотта Грина (Scott Greene), вице-президента
департамента наземных транспортных средств корпорации Lockheed Martin. Мы
доказали, что наш JLTV надежно удовлетворяет стандартам многих существующих на
сегодняшний день защищенных от мин боевых транспортных средств. Этот автомобиль
готов удовлетворить потребностям наших клиентов в более дешевых материалах в
полномасштабном производстве".
Кроме того, в первоначальной фазе разработки
участвовала команда во главе с BAE Systems, которая перешла на новый этап
конкурса без своего партнера Navistar, решившего представить свой собственный
автомобиль. На автомобиле Valanx от BAE будет использован 6.7-литровый
турбодизельный двигатель Power Stroke, такой же используется на пикапе F-серии
Ford Super Duty. Ранее Форд также выражал интерес к JLTV, но не смог уложиться
в выдвинутые армией сжатые сроки разработки.
"Мы упорно трудились в течение последнего
года, чтобы укрепить нашу команду и наше предложение, объединяющее лучшее от
оборонной и автомобильной промышленности", сказал в своем заявлении Энн
Хохолик (Ann Hoholick), вице-президент амфибийных и новых программ компании
BAE. "Продукты Форд имеют репутацию надежности и производительности, даже
в сложных условиях. Мы рассматриваем их опыт в коммерческих грузовиках как
отлично подходящий нашему предложению JLTV".
Navistar привлекла к себе внимание в октябре
прошлого года представив легкое тактическое транспортное средство на суд армии
США и это несмотря на своё сотрудничество с BAE на ранней стадии проекта.
Navistar сделала свою ставку на что-то среднее между JLTV и Хаммером, решив
создать автомобиль способный заполнить промежуток между этими двумя спецификациями.
Послабления к требованиям JLTV и отмена программы модернизации Humvee дали
Navistar возможность представить на конкурс автомобиль Saratoga внеся лишь
незначительные изменения, такие как мощность генерирования энергии и снижение
веса.
Тактический автомобиль общего назначения
(General Tactical Vehicles, GTV), совместная разработка производителя Humvee AM
General и General Dynamics Land Systems был выбран в качестве третьего
участника конкурса. Их разработка, получившая название JLTV Eagle обладает
двойным V-образным корпусом и основана на используемом в Афганистане немецком
армейском Eagle IV (производства швейцарского филиала GD Mowag).
"Предлагая Eagle, мы предлагаем
модифицированный, не экспериментальный, автомобиль с низким уровнем риска и с присущей
готовностью к его производству, - сказал в своем заявлении Марк Роулет (Mark
Roualet), председатель совета директоров. Наш коллектив... предлагает зрелое,
полностью транспортабельное и очень надежное решение, которое уже готово".
В дополнение к участию в конкурсе с
автомобилем GTV, AM General также сделала независимую ставку. В последний
момент на конкурс был представлен взрыво-устойчивый внедорожник (Blast
Resistant Vehicle-Off Road, BRV-O). Крис Ванслагер (Chris Vanslager),
исполнительный директор AM General заявил, что работа над BRV-O не будет
отвлекать их от участия в проекте GTV. "Как только мы получили
окончательные требованиями правительства, мы определили, что у нас имеется
несколько подходов к удовлетворению их требований", - сказал Ванслагер. AM
General предложила двигатель и трансмиссию собственной разработки, а также
более 50 лет опыта работы с легкими тактическими автомобилями и производства
автомобилей.
Единственный участник конкурса не участвующий
в его начальной фазе, Oshkosh Defense представила легкий боевой тактический
внедорожный автомобиль (Light Combat Tactical All-Terrain Vehicle) или L-ATV.
Oshkosh намерена применить опыт и уроки извлеченные из применения
противоминного внедорожника All-Terrain Vehicle Mine-Resistant Ambush Protected
All-Terrain Vehicle, M-ATV), разработанного для борьбе с СВУ и минами, который
в некоторых кругах подвергся критике, будучи слишком большим и тяжелым.
"Мы многому научились не только
разрабатывая сам M-ATV, но и комплект защиты днища M-ATV, - заявил в недавнем
интервью Роб Мессина (Rob Messina), вице-президент по оборонной технике. С JLTV
у нас была возможность начать чистого листа. Мы разработали очень хорошие
решения".
В то время как Humvee по прежнему будет
использоваться для обеспечения внутренней безопасности и
материально-технического обеспечения, MRAP будет использоваться для
разминирования маршрута движения. На данный момент Министерство обороны делает
ставки на JLTV. "Армия предпринимает значительные усилия для модернизации
когда речь заходит о тактических колесных транспортных средствах с JLTV",
- сказал полковник Марк Барбоза (Mark Barbosa), начальник отдела развития
логистики.
Тем не менее, интенсивность и объем конкурса
JLTV свидетельствует о том, что сектор колесных тактических транспортных
средств вступает в эпоху жесткой экономии в хорошей форме.
Автор Diana Wueger
Первоисточник http://www.aviationweek.com
Перевод профессор
Источник:
http://topwar.ru/
|