ТБ-3 – небесный тихоход
Поначалу противник очень скептически отнесся к
этому самолету. Уже на 4 день войны Гальдер в своем дневнике отметил: «Русские
переходят к применению устаревших тихоходных четырехмоторных бомбардировщиков».
Запись подразумевала, что дела у советской авиации пошли совсем плохо. Пройдет
сравнительно немного времени, и для перехвата ТБ-3 будут привлекать хорошо
подготовленных истребителей-ночников. После каждого ночного боя пилоты
«Мессершмитов» будут рисовать на своих истребителях отметки об «одержанных» победах,
но наступит ночь, и «сбитые» гиганты будут снова бомбить врага. Бомбардировщик
шел над целью так медленно, что, казалось, он просто висел в воздухе -
«становился на якорь» - и продолжал бомбежку, несмотря на обстрел, равнодушно
пропуская через свое гофрированное тело десятки осколков, а иногда даже
крупнокалиберные снаряды.
В боевых условиях самолет Туполева показывал
настоящие чудеса. Он мог взлетать с перепаханных полей, садиться в снег
глубиной до метра. Возил на своей внешней подвеске тяжелые негабаритные грузы –
грузовики ГАЗ-АА, артиллерию, танкетки Т-38. Самолет продолжал активно
применяться, несмотря на свой возраст, очень активно. К исходу первого года
войны появилось большое число экипажей, совершивших по 100 боевых вылетов, а к
окончанию Сталинградской битвы некоторые экипажи имели за плечами уже 200
полетов.
Перед нападением Германии на западных границах
СССР находилось 4 авиаполка, вооруженных ТБ-3: 7-й тяжелый бомбардировочный
авиаполк (ТБАП) на северо-западном направлении – 44 самолета, из них 18
исправных.,1-й и 3-й ТБАП на западном направлении – 94 ТБ-3, помимо этого в
районе базирования 3-го ТБАП находилось 14 неисправных машин, 14-й ТБАП
юго-западного направления на 1.06.1941 года имел в своем составе 32 исправных
самолета и 6 бомбардировщиков в ремонте.
Основное внимание во время боевой подготовки
ТБАП уделялось воздушному десантированию. В 3-м и 7-м ТБАП часть экипажей имела
опыт транспортировки тяжелой техники на внешней подвеске. Не обходилось без
участия ТБ-3 и перебазирование авиаполков на новые аэродромы, так как самолет
обладал наибольшей на тот момент грузоподъемностью. Учились летчики и ночному
бомбометанию, экипажи из состава 3-го и 7-го авиаполков имели опыт ночных
бомбардировок во время финской войны. В целом боевая подготовка экипажей
находилась на достаточно высоком уровне.
Начало войны
Первые ТБ-3 из состава 1-го и 3-го ТБАП
вступили в бой уже 22 июня 1941 года, нанеся бомбовые удары по войскам
противника. К началу июля все находящиеся на советско-германском фронте
авиаполки, вооруженные ТБ-3, участвовали в ночных бомбардировках. В первое
время на результатах бомбардировок сказывалось отсутствие осветительных бомб,
из-за чего бомбометание проходило практически вслепую.
Несмотря на то, что ТБ-3 не воспринимался в
1941 году в качестве дальнего бомбардировщика (сказывался износ материальной
части, вместе с эксплуатационными ограничениями), в качестве первых задач перед
ним были поставлены именно дальнебомбардировочные. В ночь на 24 июня ТБ-3 из
состава авиации Западного фронта нанесли бомбовые удары по транспортным узлам
на территории Польши: Бяла-Подляска, МалкинаТура, Острув, Седлец, Цехоновец. С
началом войны в дело активно пошел бомбовый запас, созданный на складах еще в
мирное время. Так, к примеру, 7-й ТБАП имел запас бомб для решения всех
возможных боевых задач – от уничтожения мостов до поражения объектов по
площадям. Вместе с этим 1-й и 14-й авиаполки имели машины, оборудованные
старыми двигателями, и в основном должны были использоваться в качестве транспортно-десантных
самолетов. 14-й ТБАП перед войной даже был переименован в
«десантно-бомбардировочный», с упором на первое слово. Некоторые его самолеты
встретили войну разоруженными, поэтому выполняли роль транспортников и
занимались разбрасыванием агитационных материалов в тылу немецких войск.
О хаосе и неразберихе в первые дни войны на
Западном фронте известно достаточно много. Связь работала очень неустойчиво,
штабы не имели свежих разведданных, а если получали их, то чаще всего уже
устаревшими, из-за быстрого продвижения немцев. Наиболее невезучим оказался 3-й
ТБАП. Абсурдные приказы командования терзали его с первого дня войны. Так, днем
23 июня полк потерял 1 из 4 ТБ-3, которые были посланы на… разведку немецких
танковых колонн. В результате уже к 30 июня 1941 года полк потерял 11
бомбардировщиков, причем 7 из них были сбиты огнем истребителей.
Многие из нас знакомы с известным романом
Константина Симонова «Живые и мертвые» и прекрасно помнят эпизод с уничтожением
группы ТБ-3 немецким истребителем. Описанное в романе в деталях повторяет
случай, произошедший 10 июля 1941 года возле Житомира. В тот день 12 ТБ-3 из
состава 14-го ТБАП вынуждены были вылететь на бомбардировку без прикрытия
истребителей и в районе цели были атакованы парой «Мессершмитов» Bf 109. Один
из них удалось сбить огнем с бомбардировщиков, но второй истребитель продолжил
атаки и уничтожил 7 бомбардировщиков, экипажи которых спаслись на парашютах.
Описанное Симоновым имеет сходство и со случаем на Западном фронте, который
произошел 29 июня 1941 года в районе Бобруйска. В тот день 3-й ТБАП получил
приказ о проведении бомбардировки с сильным запозданием и не успевал вылететь
до рассвета. Выпускать самолеты в воздух в дневное время было неразумно и
опасно, но под нажимом "сверху" взлет был произведен утром. Над
объектом бомбометания самолеты появились при ярком солнце. После бомбежки
самолеты отправились назад маршрутом, проложенным, видимо, по привычке, над
населенными пунктами, занятыми немцами. Самолеты были вычислены и один за другим
сбиты.
К счастью, два этих случая являются
исключением. При этом прискорбно, что случай, описанный в романе, в целом
правдивый, позднее стал догмой, которая сформировала у общественного мнения
образ нерационального использования ТБ-3 в военное время, а также выступил
свидетельством работы всей советской бомбардировочной авиации в 1941 году. Днем
врагом для ТБ-3 становился любой вражеский самолет, даже бомбардировщик. При
этом значительная часть экипажей была подготовлена к ночным боевым полетам,
поэтому необходимости в дневных вылетах не было никакой. К счастью, высшее
командование достаточно быстро смогло уяснить это, и ТБ-3 стал совершать боевые
вылеты исключительно ночью. Таким образом, в 1941 году самолет на длительное по
военным меркам время оказался в относительной безопасности.
Тактика боевого применения
Тактика боевого применения ТБ-3 в годы войны
строилась с учетом максимального использования его положительных качеств, а
также активности ПВО немцев на том или ином участке фронта. Выход к цели
производился на разных высотах, с разных направлений и с задержкой по времени.
На этих бомбардировщиках летали
преимущественно «старые» экипажи, обладающие солидным опытом, который позволял
им уверенно выходить на цель, придерживаться курса и понимать сигнализацию штурмана
о поправках «без слов», так как большинство ТБ-3 не имели внутренней системы
связи. Высокой точности бомбометания удавалось добиться за счет очень низкой
скорости полета (крейсерская скорость 182 км/ч) и хорошего обзора из кабины штурмана.
При этом большая бомбовая нагрузка (нормальная - 2000 кг, максимальная - 5000 кг) допускала
использование на ТБ-3 всех имеющихся типов бомб, в различных сочетаниях. По
прошествии первого года войны командующие фронтов подчеркивали, что ТБ-3
полностью оправдал себя как ночной бомбардировщик.
Основными для него стали крупногабаритные и
площадные цели: скопления войск противника, ж/д станции, аэродромы. При ударах
по ним использовались в основном бомбы крупного калибра (250-500 кг), которые способны
были уничтожить цель не только прямым попаданием, но и взрывной волной. Для
большей поражающей способности вместе с фугасными применялись осколочные,
зажигательные бомбы и РРАБы (ротативно-рассеивающие авиабомбы, прообраз
кассетных боеприпасов), которые снаряжались стеклянными шариками КС. Площадь
поражения, которая накрывалась выброшенными центробежной силой из РРАБ
шариками, достигала 1 га
или более, в зависимости от высоты сброса. Недостатком этих бомб являлось то,
что часть стеклянных шариков сталкивалась еще в воздухе и воспламенялась до
падения на землю.
Это может показаться странным, но прицельная
стрельба из зенитных орудий по ТБ-3 показала свою полную неэффективность. В
этом проглядывалось даже что-то мистическое. Корабль, высвеченный лучами
прожекторов и подвергавшийся зенитному обстрелу, продолжал оставаться в
воздухе, сбрасывал бомбы и не собирался падать. В немецких частях, которые
подвергались налетам ТБ-3, даже прошел слух о том, что самолет защищен сильным
бронированием. Конечно же, ни о каком бронировании и речи не было. Спасением
воздушного судна была его малая скорость, на которую не были рассчитаны
крупнокалиберные немецкие зенитки. Повторялась ситуация с бипланом У-2, кроме
того, следует учесть, что некоторые летчики при подходе к цели приглушали моторы
и скорость самолета не превышала 145 км/ч.
Больше всего ТБ-3 беспокоил заградительный
огонь, когда снаряды рвались хаотически на разных высотах, а уберечься от их
разрывов было очень сложно. Но и в этой ситуации машину спасало то, что она
имела минимальное количество электро- и пневмоагрегатов, поэтому многочисленные
осколочные повреждения были для нее не критичны. Помимо этого самолет выручала
большая прочность конструкции планера.
Куда большую опасность для самолета
представляла скоростная МЗА. Огонь скорострельной артиллерии вынуждал экипажи
ТБ-3 прибегать к бомбометанию с высоты более 2 км, но и здесь у ТБ-3
оставался козырь перед другими бомбардировщиками – малая скорость полета,
которая уменьшала разброс бомб.
Также для снижения эффективности зенитного
огня при подходе к цели экипажи старались придерживаться некруглых высот.
Расчет был сделан на то, что дистанционные трубки, устанавливаемые в
крупнокалиберных зенитных снарядах на круглую высоту, не дадут им взорваться
даже при прямом попадании в самолет. Помимо этого для обмана зенитчиков и
истребителей противника летчики зажигали подвешенные под крыльями посадочные
ракеты «Хольт». Яркое пламя ракет создавало иллюзию того, что самолет горит и
зенитчики прекращали огонь.
Несмотря на скептическое отношение к
тихоходному гиганту, которое преобладало в преддверие войны даже в советской
армии, ТБ-3 показал себя очень достойно и внес существенный вклад в победу.
Неслучайно самолет не был списан с боевой работы и после войны. Экипажи 52-го
Гвардейского полка продолжали выполнять на этих машинах планы учебно-боевой
подготовки до осени 1946 года.
Использована материалы статьи «Боевой cчет
ТБ-3» Владимира Раткина, журнал Мир Авицаии №2 1997 г.
Источник:
http://topwar.ru/
|