Туманное будущее МиГ-35
Военные эксперты России обеспокоены
планирующимися США и их союзниками закупками более 2000 истребителей пятого
поколения F-35 разных модификаций. Отечественные конструкторы не смогут быстро
создать замену устаревшему морально и технически МиГ-29 (для этого может
потребоваться от 15 до 20 лет), а это может снизить позиции России на мировом
рынке военной авиатехники, считают они.
Со слов источника в Министерстве обороны,
предполагаемое в 2013-2014 годах начало производства Миг-35 на нижегородском
заводе «Сокол» оказалось под вопросом. Пока руководство не отказалось от этих
планов, но по оценкам экспертов, из-за приближения МиГ-35 к верхней границе
стоимости и максимальной массы (более миллиарда рублей и 30 тонн
соответственно) не исключено, что предпочтение будет на стороне модернизации
имеющегося парка машин МиГ-29.
Напомним, что в этом году Миг-35 потерпел
неудачу на конкурсе ВВС Индии на поставку среднего многоцелевого истребителя на
сумму 10 миллиардов долларов. Тогда фаворитами Индии оказались Rafale из
Франции и европейский Eurofighter Typhoon. По словам Игоря Коротченко, Индия не
хочет попадать в военно-техническую зависимость от других государств, а с
Россией у нее подписано уже много авиационных контрактов. В общем объеме
экспортных поставок всего российского оружия Индия занимает более половины от
10,1 миллиарда долларов за 2010 год. Видимо, эти причины стали определяющими
при решении дальнейшей судьбы Миг-35.
Так как шансов у МиГ-35 теперь немного,
надежды ВВС на обновление воздушного парка теперь связаны с истребителями
компании «Сухой» Су-27СМ3, Су-30СМ, Су-35С. Основополагающую роль сыграло при
этом заявление компании о проведенных накануне успешных испытаниях истребителя
Су-35, показавших превосходство летных характеристик над зарубежными аналогами.
Разработчики «Сухого» утверждают, что Су-35 превзошел боевые показатели таких
машин, как Rafale и EF-2000, а также модернизированных F-15 и F-16, F-18 и
Mirage 2000. Но все-таки не хотелось бы отказываться и от такой хорошей машины,
как МиГ-35.
Многоцелевые истребители поколения «4++»
МиГ-35 представляют собой развитие модели МиГ-29 в направлении улучшения боевых
и эксплуатационных характеристик. При их разработке были учтены и воплощены в
жизнь требования по интеграции в бортовые системы радиоэлектронного
оборудования информационно-прицельных систем пятого поколения. Эти системы
включают в себя многофункциональную РЛС «Жук-АЭ» с активной фазированной
решеткой, которая за счет расширенного диапазона частот позволила увеличить
количество и дальность обнаруживаемых и сопровождаемых целей, достичь
возможности работы одновременно по воздушным и наземным целям. Отличительными
особенностями РЛС являются повышенная помехоустойчивость и живучесть.
ОЛС (оптико-локационная станция) с
инфракрасной, лазерной и телевизионной прицельной аппаратурой обеспечивает
распознавание и захват целей в круговом секторе с измерением расстояния до них
независимо от времени суток и освещенности. Дальность обнаружения танка 20 км., катера 40 км. Помимо встроенной
системы, самолет обладает подвесной ОЛС в контейнере. Оптико-локационная
станция вместе с нашлемной системой целеуказания интегрированы в систему
управления вооружением самолета.
Комплекс обороны в МиГ-35 представлен
средствами радиоэлектронной разведки и радиопротиводействия. Для обнаружения
летящих ракет и лазерного облучения самолета на дальностях до 30 километров
предусмотрена эффективная оптико-электронная система. В боевых условиях
применяется система выброса ложных целей, сбивающая прицеливание противнику в
инфракрасном и радиолокационном режимах. Бортовой комплекс обороны способствует
повышению выживаемости машины в бою.
Силовая установка включает в себя 2 двигателя
ТРДДФ РД-33МК с увеличенной до 5400 кгс. тягой и новой электронной системой
управления с полной ответственностью типа FADEC. В двигателях применена
модульная конструкция, что повышает их надежность и общий ресурс до 4000 часов.
По желанию заказчика самолет может быть оснащен вариантом двигателей РД-33МК с
отклоняемым вектором тяги, подвижные сопла которых отклоняются на угол до 15
град. по вертикали и до 8 град. по горизонтали, отработанным на опытном образце
МиГ-29 ОВТ, это обеспечивает машине подавляющее преимущество в условиях
высокоманевренного воздушного боя.
Надежности самолета уделено особое внимание,
практически все системы дублированы. На борту стоят две взаимозаменяемые БЦВМ,
одна из которых постоянно находится в режиме ожидания. В системе
электроснабжения имеются 4 генератора, вдвое больше чем на его предшественнике
МиГ-29. Каждый двигатель имеет свою выносную коробку агрегатов, которая
обеспечивает самолет электрической и гидравлической энергией. При неработающих
двигателях привод коробки от стартеров позволяет полностью проверить все
системы самолета без подключения внешних источников питания. Это дает
возможность МиГ-35 работать на необорудованных аэродромах.
Вооружение самолета состоит из 30-мм пушки
ГШ-301. На 9 внешних подвесках можно разместить до 4500 кг вооружения в различной
комплектации. Сюда входят управляемые ракеты «воздух-воздух» средней дальности
Р-27 и РВВ-АЕ, противокорабельные ракеты Х-31 А и Х-35, противорадиолокационные
Х-31 П. Ракеты класса «воздух-поверхность» Х-25 МЛ, Х-29, неуправляемые ракеты.
Возможна подвеска корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л и свободнопадающих бомб
калибром от 100 до 500 кг,
баков с напалмом. Предусмотрена также подвеска контейнеров с различным
оборудованием радиоэлектронной борьбы и лазерными дальномерно-целеуказательными
станциями.
Как видно из приведенного выше описания,
самолет вполне конкурентоспособен и было бы крайне неосмотрительно на стадии
полной готовности сворачивать его производство.
Источник:
http://nvo.ng.ru/
Автор Макаров
Роман
|