Украинский «Оплот» теперь есть и у тайской армии
Несмотря на ажиотаж, не стихающий вокруг
поставок БТР-4 в Ирак, украинские танкостроители в очередной раз
продемонстрировали свою способность производить новые образцы тяжелой боевой
техники, а именно — танков. На днях харьковский завод имени Малышева передал
военным Таиланда первую серийную партию танков «Оплот». В настоящее время на
базе КБ «Морозова» 32 тайских военнослужащих проходят обучение по обслуживанию
и управлению танками «Оплот». Предполагается, что боевые машины будут
отправлены заказчику до нового года.
Напомним, еще 1 сентября 2011 представители
вооруженных сил Таиланда и руководство ГК «Укрспецэкспорт» подписали выгодный
для украинских оружейников контракт на поставку 49 единиц новейшего боевого
танка «Оплот». Сумма контракта превышает $200 млн. Основным исполнителем
является харьковский завод имени Малышева, а техническую поддержку ему
оказывают предприятия, входящие в состав «Укроборонпрома».
Прежде чем подписать контракт с украинской
стороной, Таиланд рассматривал несколько вариантов танков, предлагаемых
мировыми производителями. В числе изучаемых вариантов были немецкий танк
Leopard 2A4, южнокорейский K1, российский Т-90, украинский «Оплот». Таиландские
военные эксперты признали стоимость немецкого танка завышенной. Почему именно
был выбран украинский танк точно не известно. Есть предположение, что
украинская боевая машина была выбрана потому, что ранее в сухопутные войска
Таиланда были уже поставлены 96 украинских БТР-3Е1, и у Таиланда есть намерение
дополнительно приобрести еще 120 единиц таких же бронетранспортеров.
В апреле 2012 года харьковские танкостроители
приступили к выполнению заказа. И 26 июня 2013 года заводчане представили
первый серийный танк «Оплот», предназначенный для тайской армии. Демонстрация
боевой машины проходила в присутствии комиссии Королевской тайской армии,
возглавляемой командующим бронетанковых войск Таиланда Б. Сансаватом.
Представители заказчика также обсудили с производителем танков ход выполнения
обязательств по заключенному контракту. Поскольку первая партия бронетехники
была подготовлена к отправке в Таиланд с задержкой на месяц, можно
предположить, что предприятие-производитель столкнулось со значительными
трудностями. Не исключено, что отсрочка связана с проблемами по возобновлению
танкового производства после десятилетнего перерыва.
Кроме того, надо отметить, что в сети «гуляет»
информация о том, что пять первых танков для тайской армии — это переделанные
опытные образцы модифицированного харьковскими танкостроителями в 1990 году
танка Т-80УД. Если эти сведения верны, то под большим вопросом готовность
завода им. Малышева выполнить условия заключенного контракта в полном объеме и
в установленные сроки.
Танк «Оплот» был разработан с учетом
современных требований к бронетанковой технике. Очень много технических новинок
было применено для его оснащения. Например, для усиления защищенности танка на
нем установлена новейшая система динамической защиты «Нож-2», которая способна
противостоять бронебойным и кумулятивным снарядам. Поскольку архитектура защиты
«Нож-2» построена на модульной основе, ее можно улучшать практически постоянно,
по мере развития технологий динамической защиты. Как утверждает изготовитель,
при создании бронезащиты танка «Оплот» применено несколько технических ноу-хау.
Кроме того, в «Оплоте» значительно улучшена
система прицельных приспособлений — установлен многоканальный
панорамно-прицельно-наблюдательный комплекс ПКН-6, оснащенный дневным и
тепловизорным каналами, а также лазерным дальномером. Применение этих новшеств
позволит улучшить наблюдение за местностью — обнаружить цель через визуальный
канал можно в пределах 5,5 км,
а через тепловизорный канал в пределах 4 км. Но расширение возможностей системы
управления огнем привело к увеличению массы танка на 400 кг.
Танк «Оплот» оснастили новейшей разработкой
моторостроителей — двигателем 6ТД-2Е. Рычаги управления заменены штурвалом, что
значительно упростило вождение боевой машины. На танк установлена навигационная
система, выполненная на основе NAVSTAR и ГЛОНАСС.
Использованы материалы:
http://andrei-bt.livejournal.com/248539.html
http://www.ukroboronprom.com.ua/ru/news/318
http://www.vz.ru/news/2013/10/16/655174.html
http://vpk-news.ru/news/17837
http://bmpd.livejournal.com/332910.html
Автор
Валерий Бовал, Днепродзержинск, Украина
|