В конце 1960-х годов двадцатого века
легендарный советский авиаконструктор М.Л.Миль и его соратники вели
проектирование и разработку «воздушной боевой машины пехоты» Ми-24. Новый
транспортно-боевой вертолет должен был существенно повысить мобильность
мотострелковых войск и одновременного обеспечить их огневой поддержкой.
Параллельно с разработкой этой концепции бюро Миля также задумало проект еще
одной боевой машины - «воздушного танка», который служил бы «летающей
платформой для установки различного вооружения», перевозка десанта в этом
варианте вертолета предусмотрена не была. Повышенный интерес наших
конструкторов к машине именно такого типа был во многом вызван постройкой
американской компанией Локхид скоростного и маневренного боевого винтокрыла
АН-56А «Шайен», который был широко разрекламирован западными СМИ. «Шайен» был
оснащен жестким бесшарнирным несущим винтом, крылом, толкающим пропеллером и
сложным комплексом пилотажно-навигационного и прицельного оборудования. Все это
позволило достичь высоких, сопоставимых с характеристиками
самолетов-штурмовиков, тактико-технических показателей.
АН-56А
«Шайен»
В конце 1968 года был выполнен первый проект
винтокрыла Ми-28, который представлял собой дальнейшее развитие Ми-24, только
без десантно-грузовой кабины, с жестким несущим винтом, усиленным вооружением и
дополнительными пропульсивными средствами. Но данная концепция стала жертвой
обстоятельств - болезнь и смерть М.Л.Миля, большая загруженность текущей
работой, отсутствие у заказчика четких требований не позволили воплотить этот
проект в жизнь сразу.
Только в 1972 году инженеры и конструкторы
''МВЗ им. М.Л.Миля'' под руководством нового главного конструктора М.Н.Тищенко
приступили к углубленной работе по проектированию и постройке боевого
винтокрыла Ми-28 (изделие 280). К тому времени командованием ВВС СССР были
сформированы основные требования к новой машине. Винтокрыл должен был служить
средством боевой поддержки сухопутных войск, сопровождения вертолетных
десантов, уничтожения различной бронированной техники и танков, а также для
борьбы с вражескими вертолетами. Основным оружием новой машины предполагалось
сделать противотанковые управляемые ракеты «Штурм» (до 8 ракет) и подвижную
пушку калибра 30-мм. Кабина пилотов и основные агрегаты вертолета должны были
иметь защиту от поражения оружием калибра 7,62 и 12,7 мм,
пилотажно-навигационный комплекс — обеспечивать эксплуатацию в любых
метеоусловиях и в любое время суток. Максимальная скорость винтокрыла должна
была быть в пределах 380-420
км/ч.
Конструкторами ''МВЗ им. М.Л.Миля'' были
проведены прочностные аэродинамические и весовые расчеты и также были
проработаны различные варианты схем и компоновок Ми-28 и силовых установок для
него. Так как ВВС требовал оснащения перспективной машины системой аварийного
покидания, конструкторы рассматривали в качестве приоритетного вариант
двухвинтового винтокрыла поперечной схемы, потому что проведенные летные
испытания показали сложность обеспечения безопасного отстрела лопастей.
Поперечная же схема позволяла включить в конструкцию крыло и гарантировать
безопасное катапультирование вне дисков винтов. Проект такой машины был
выполнен в 1973 году, винтокрыл был оснащен двумя двигателями ТВЗ-117Ф
мощностью 2800 л.с.
каждый, двумя несущими винтами диаметром 10,3 м и толкающим пропеллером, взлетная масса
составляла 11,5 тонн.
В середине 70-х годов концепция применения
боевых винтокрылов поменялась. Тактика боевых действий на относительно больших
скорости и высоте уступила место тактике действий на малых высотах с огибанием
рельефа местности, что обеспечивало вертолету высокую выживаемость.
Конструкторы ВМЗ еще в начале 70-х годов в качестве собственной инициативы
разработали проекты боевых вертолетов без дополнительных пропульсивных средств,
отвечающих требованиям новой концепции. Среди них — варианты вертолетов:
одновинтовой схемы с двумя силовыми установками ГТД-10ФП и диаметром несущего
винта 14,25 м
; двухвинтовой поперечной схемы с двигателями ГТД-10ФП мощностью 1950 л.с. и несущими винтами
диаметром 8,25; одновинтовой схемы с несущим винтом диаметром 16 м и двигателями ТВ3-117Ф.
Последняя схема и была признана самой перспективной для Ми-28.
Источник:
http://topwar.ru/
|