ВЗТС «Ладога» - машина для работы в чрезвычайных ситуациях
Удивительная машина, принявшая
непосредственное участие в локализации Чернобыльской катастрофы – транспортное
средство высокой защиты «Ладога». Проектированием и созданием данной машины
занималось КБ-3 Ленинградского завода им. Кирова. Проектное задание на
высокозащищенную машину завод получает в 70-х годах. Основные требования к ВЗТС:
- хорошая маневренность;
- высокий уровень защищенности;
- способность долго работать в
автономном порядке;
- гарантировать защиту экипажу
от бактериологического, радиационного и химического воздействия;
- передвижение машины в
чрезвычайных ситуациях не должно доставлять неудобства людям;
- машина должна быть обеспечена постоянной
связью, как внешней, так и внутренней.
Построить ВЗТС должны были в довольно сжатые
сроки, новое транспортное средство должно было обладать хорошей унификацией с
более ранними выпусками машин. Для разработки машины создают специальное
подразделение конструкторского бюро КБ-А. Оно с 82 года и начинает воплощать
требуемые решения ВЗТС. Руководил отделом проекта ВЗТС В.Буренков.
Устройство машины
База ВЗТС – хорошо зарекомендованное шасси
гусеничного типа от танка Т-80. На базу установили корпус, имеющий усиленную
броню, в корпусе выполнили достаточно комфортабельный салон с отдельными
креслами и освещением. Очистка и увлажнение воздуха, оборудование
жизнеобеспечения, средства связи и наблюдения, приборы измерения параметров
загрязненной среды – обеспечение машины на уровне систем с автономным
жизнеобеспечением для космической области, требуется абсолютная герметизация
внутреннего салона. Силовая установка – двигатель газотурбинного типа ГТД-1250.
Уникальное свойство двигателя – встряхивание и выброс попавшей пыли. Это
необходимое свойство работы на радиоактивно-зараженных участках. Конструкция машины
предусматривает ее быструю дезактивацию. При работе в загрязненной местности
воздух подается из баллона, установленного над моторно-трансмиссионным
отделением. Внутри корпус защищен подбоем – защитой противонейтронного типа.
Основа защиты изотопы Бора. Кроме обычных средств наблюдения у «Ладоги» есть
еще 2 видеокамеры. ВЗТС «Ладога» проходит заводские испытания в начале 80-х
годов.
Использование ВЗТС «Ладога»
Через восемь дней после Чернобыльской
катастрофы машину доставили самолетом в Киев. До Чернобыля «Ладога» добралась
своим ходом. По прибытии к месту катастрофы, машина сразу же включается в
работу. Создается специальный отряд из различных специалистов. Всего ВЗТС
«Ладога» за время эксплуатации на Чернобыльской АЭС прошла около 4700 километров.
Машина преодолевала зараженные участки, где фон был больше 1500 рентген в час,
заходила вовнутрь станции, совершала разведку в ближайших окрестностях, снимала
на видеокамеру опасные места и использовалась для многих других работ. Многие
из конструкторов машины принимали непосредственное участие в ликвидации аварии.
ВЗТС «Ладога» была создана очень вовремя, участие машины внесло неоценимый
вклад в ликвидацию последствий катастрофы. Был приобретен огромный опыт в
работе специализированной техники. До сих пор ВЗТС «Ладога» - уникальная машина
по своим рабочим характеристикам и времени работы в зараженной местности.
Подобных машин нет ни у кого в мире.
Основные характеристики:
- вес 42 000 килограмм;
- вместимость 6 человек;
- автономная работа 2 дня
- скорость до 75 км/ч;
- дальность хода до 330 километров;
- энергоустановка 18 кВт;
- ширина 3.52 метра;
- подъем до 32 градусов;
- ров до одного метра;
- брод до 120 сантиметров;
- температурные характеристики
от+40 до -40 градусов;
- воздух до 2.5 гр/куб.м;
- запуск двигателя менее 60
секунд;
Автор Роман Джерелейко
Источник:
http://topwar.ru/
|