Затраты на создание F-35 отпугивают покупателей ("Strategy
Page", США)
Увеличение затрат на создание нового
американского истребителя F-35 отпугивает зарубежных покупателей. Последней
страной, выразившей сомнения в рентабельности и эффективности F-35 по сравнению
с находящимися у нее на вооружении самолетами (это в основном F-16), стала
Голландия. Хотя голландцы покупают F-35 для оценки его летных и тактических
характеристик, они уже сейчас отмечают, что эта машина в эксплуатации обходится
на 60 процентов дороже (чем F-16 в расчете на летный час). Европейским странам,
которые не меняют и даже сокращают свои военные бюджеты, и к которым
предъявляются повышенные требования в части оказания помощи при проведении
миротворческих операций, более дорогие (при покупке и в эксплуатации)
истребители просто не подходят.
Сначала предполагалось, что стоимость
эксплуатации F-35 будет такая же или ниже, чем у других истребителей (типа
F-16, F-15 или F-18). Но затем все стали замечать, как эксплуатационные расходы
медленно ползут вверх. Два года назад, после долгих и напряженных споров, ВВС
США согласились с ВМС в том, что эксплуатация F-35 обойдется намного дороже тех
цифр, о которых настойчиво говорят лоббисты этой машины. За год до этого ВМС
США, нервно наблюдавшие за ростом производственных издержек новых машин F-35C и F-35B, пришли к выводу,
что эти самолеты в эксплуатации тоже будут намного дороже. Все сводится к
следующему. В настоящее время эксплуатация штурмовика вертикального взлета и
посадки AV-8 и истребителя F-18C
в среднем обходится ВМС в 19000 долларов в час. Моряки подсчитали, что
эксплуатация F-35C
(который заменит F-18C),
а также F-35B (который придет на смену AV-8) будет стоить на 63% больше. Эти
расходы включают покупку самолета, обучение летчиков и тренировки с целью
поддержания навыков, обслуживание машины, а также закупку топлива, запчастей и
боеприпасов. Моряки подсчитали, что только на обслуживание у них уйдет примерно
на треть больше денег.
Разница в оценке расходов у моряков и летчиков
объясняется разными методами проведения обслуживания и калькуляции издержек.
Два этих вида вооруженных сил с годами разработали разные способы обслуживания
техники силами гражданских специалистов и создания запаса запчастей. Боевые
самолеты ВМС действуют в основном с палубы авианосцев, а делать это труднее и
накладнее, чем при использовании наземных аэродромов. По сути дела, морякам
пришлось повышать эффективность и коэффициент полезного действия, чтобы вообще
сохранить возможность использовать дорогостоящие боевые самолеты. Но сейчас ВВС
и ВМС разрешили многие из существовавших между ними разногласий, и пришли к
общему выводу о том, что затраты на «более дешевый» F-35 на самом деле выше.
Министерство обороны и ВВС США также спорили
между собой о том, сколько будет стоить каждый истребитель F-35. Летчики
настаивают, что его цена - 65 миллионов долларов, в то время как Министерство
обороны заявляет, что с учетом всех издержек и затрат он обойдется в 111
миллионов долларов. Кроме того, споры ведутся и о том, сколько самолетов F-35
будет построено. Летчики называют цифру 3162, но в Министерстве обороны не
уверены, что их будет сделано так много. Затраты на опытно-конструкторские
работы по новому американскому истребителю-бомбардировщику F-35 за последние
несколько лет выросли более чем на треть. Дополнительные затраты на разработку
сопровождаются дополнительными задержками. Согласно сегодняшним прогнозам, F-35
будет принят на вооружение через 3-4 года. Министерство обороны полагает, что
производственные затраты и расходы на разработку будут и дальше расти, и что
количество планируемых к постройке самолетов уменьшится. И первый, и второй
момент ведут к увеличению средней стоимости самолета. Если судить по опыту
прошлых лет, оценки Министерства обороны кажутся более точными.
Подобно F-22, производство которых ограничили
200 машинами, рост издержек невозможно будет оправдать даже превосходными
характеристиками нового самолета. F-35 может ожидать такая же судьба, по
крайней мере, что касается ВМС. Моряки могут продолжать работу над более
современным F-18E и одновременно модернизировать и даже строить AV-8. Недавно в
ВМС начали изучать возможности по сокращению закупок F-35 в отдаленной
перспективе с заменой этих машин на боевые беспилотные летательные аппараты
типа X-47B. Политика, а также лоббирование своих интересов производителями F-35
могут привести к тому, что эта машина все же появится у моряков, каковы бы ни
были затраты.
31-тонный F-35 оснащен встроенной пушкой
калибра 25 мм,
четырьмя ракетами класса воздух-воздух (или двумя ракетами и двумя бомбами с
лазерной системой наведения) плюс четырьмя бомбами с лазерной системой
наведения и двумя ракетами на внешней подвеске. Все приборы обнаружения и
датчики машины находятся внутри, а максимальная боевая нагрузка самолета составляет
6,8 тонн. Когда самолет несет на борту только внутреннее вооружение, он
обладает отличными характеристиками малозаметности.
Подобно истребителю F-22, F-35 является
самолетом-невидимкой. Он буквально напичкан новейшей техникой. Большая часть
построенных самолетов F-35 (около 60%) поступит на вооружение иностранных
государств. Но увеличение затрат на производство этого самолета будет
сопровождаться стремлением сократить число закупаемых машин. Успех бомб с
лазерным и телевизионным наведением в Ираке и Афганистане наглядно показывает,
что в будущем таких самолетов понадобится меньше. В любом случае, вполне
вероятно, что в итоге F-35 будет стоить дороже 100 миллионов долларов.
Источник:
http://www.inosmi.ru/
Оригинал публикации: F-35 Costs Driving Away Buyers
Редакционная статья
Опубликовано: 17/04/2013 17:07
|