Вспоминается анекдот советских времен:
"Из объяснительной. Вчера в электричке я пил, курил и ругался матом.
Потому что в электричке так и надо".
Похоже, для кого-то пьяные дебоши на борту
самолетов тоже стали обязательным условием полета. По крайней мере, об этом
свидетельствует статистика правонарушений, особенно на заграничных и дальних
российских рейсах. Типа "душа просит, а лететь еще долго". История с
саратовским бизнесменом Сергеем Кабаловым, устроившим показательную драку на
рейсе Москва-Хургада, - лишь один из тысячи ежегодных случаев /в прошлом году
их было даже более 1200/, когда на борту воздушного судна возникали конфликтные
ситуации с подвыпившими пассажирами.
Кабалова объявили в розыск - пока федеральный,
а там, глядишь, и под международный попадет. Следственный комитет ходатайствует
о его заочном аресте. И грозит буйному предпринимателю не только наказание за
драку, но и, как предупреждает Следственный комитет, более серьезная статья,
уже уголовная - "покушение на угон воздушного судна", а это - срок от
7 до 12 лет. Вот он и скрывается от правоохранительных органов.
Его, безусловно, найдут. И срок, наверно,
дадут без особого снисхождения. И судебному процессу придадут громкую огласку.
Потому как проблема "воздушных хулиганов" вышла за рамки приличия и
стала поводом для серьезного беспокойства за безопасность пассажиров. И, прямо
скажем, плохой визитной карточкой для страны.
Случаи с Сергеем Кабаловым и другим дебоширом
- Артемом Бондаренко, который, как квалифицировал тот же СК, применил насилие к
полицейским и сотрудникам VIP-зала аэропорта Шереметьево, очевидно, переполнили
чашу терпения и авиаперевозчиков, и авиапассажиров, уставших от пьяного
беспредела на борту.
Когда рухнул "железный занавес" и
открылся свободный доступ за границу, некоторые отечественные
авиапутешественники буквально охмелели от "глотка свободы" не только
в переносном, но и прямом смысле. Свобода для многих обрела вид бутылки из Duty
free. Как там у Джеймса Бонда? Водка с мартини и не взбалтывать? В отличии от
"агента 007", не всем удается себя контролировать.
"Синдром Кабалова" вызвал массу
предложений, как противостоять дебоширам в самолетах. Звучали, конечно, и
крайности: например, запретить продажу алкоголя в магазинах беспошлинной
торговли в аэропортах. Но эта мера, по мнению экспертов, приведет к удорожанию
авиабилетов. К тому же, тогда нужно запрещать и продажу алкоголя на самом борту
самолета, а это уже - ущерб для авиакомпаний. Согласно предполагаемым поправкам
в Воздушный кодекс, перевозчикам могут разрешить забирать у пассажиров
алкоголь, приобретенный в Duty free и складировать его в багажном отсеке до
конца полета.
Более эффективными мерами могут стать введение
так называемых "черных списков" авиапассажиров, которые уже
отметились неадекватным поведением на борту, а также установка систем
видеофиксации в салоне самолета и разрешение экипажу применять спецсредства в
отношении дебоширов.
"Черные списки" - инструмент
действенный. Попавший в них авиапассажир лишается возможности перелета
практически во всех мировых авиакомпаниях. "Накосячил" на рейсе
Москва- Сургут, попал в единую базу данных - до Таиланда будешь теперь
добираться на поезде и моторке, а в Берлин поедешь на автобусе. И это еще если
инициатива не будет подхвачена на других видах транспорта.
Незавидная перспектива, тут сто раз подумаешь,
прежде чем хулиганить в самолете. Можно и усилить уголовную ответственность за
противоправные деяния, которые будут зафиксированы камерами видеонаблюдения и
показаниями свидетелей. К слову, в международной ассоциации воздушного
транспорта еще в 2006 году был подписан документ со специальной инструкцией,
как поступать с неуправляемыми пассажирами. В том числе у каждой
авиакомпании-участницы ассоциации, должен быть свой "черный список".
Российские авиакомпании, однако, пока своих "буйных" в таких списках
не фиксировали.
Не исключено, в ближайшее время уже у всех
российских воздушных перевозчиков в самолетах, в том числе и на чартерных
рейсах, появятся сотрудники безопасности, которые под видом обычных пассажиров
или бортпроводников будут следить за порядком. И смогут, при необходимости,
применять для обезвреживания дебоширов спецсредства - наручники и электрошокеры,
которые в России при авиаперелетах пока не разрешены. Во время памятного рейса
на Хургаду они были бы не лишни.
Впрочем, эта мера, как и любая другая - надо
быть к этому готовым - как минимум не удешевит билеты.
Такова уж суровая правда жизни: неиспорченное
настроение в наше рыночное время стоит денег.