28 сентября береговой охраной
Норвегии в районе Шпицбергена было арестовано российское рыболовное судно "Сапфир-II"
и принудительно отбуксировано в порт Тромсе.
"Сапфир-II" (не путать с
"Сапфир-2" — такое судно тоже есть), осуществляющее промысел в районе
Шпицбергена, было инспектировано кораблем береговой охраны Норвегии
"Нордкап". Инспекторами были проверены документы, рыба в трюме и
обработка улова в рыбофабрике.
Такие инспекции — обычная практика в этом
районе. В 70-х годах Норвегия и СССР, учитывая специфику Баренцева моря,
договорились вести промысел на всей акватории вне зависимости от 200-х мильных
зон. Для регулирования промысла решено было создать специальную Смешанную
Российско-Норвежскую комиссию (СРНК). Однако в 1977 году Норвегия в одностороннем
порядке объявила в районе Шпицбергена 200-мильную рыбоохранную зону, которая не
была признана Советским Союзом, не признана она и Российской Федерацией, и
другими странами мира, за исключением Финляндии и Канады. Россия считает этот
район открытым морем. В этом "открытом море" и находился
"Сапфир-II".
Спустя час после начала проверки на судно
прибыло еще два инспектора, еще через полчаса на борт поднялись четыре
норвежских военнослужащих. Капитан "Сапфира", как положено, доложил о
проверке на патрульное судно Росрыболовства "Анграпа".
Об эффективности "Анграпы" говорит
тот факт, что в этом году, во время патрулирования им района Шпицбергена,
Норвегия не арестовала ни одного нашего судна: российские инспектора прибывали
на борт и урегулировали все спорные вопросы с королевскими коллегами. На этот
раз всё было иначе.
Как только по радару норвежского
"Нордкапа" было определено приближение судна Росрыболовства,
инспектор приказал капитану "Сапфира-II" следовать в порт Тромсе.
"Начались психологические принудительные воздействия, прорывы к пульту
управления судном, чтобы развернуть его на определенный курс, — рассказывает
капитан "Сапфира-II" Владимир Писаренко. — Тогда я уже принял
контрмеры, просто-напросто выключил двигатель. Тут вообще началась истерика:
арест, всем по местам, отдайте срочно документы, блокировка средств
связи".
Напомним, "Сапфир-II" находился в
открытом море, на борт поднялись военнослужащие иностранного государства и
говорят, что судно арестовано. Если это не корсарство, то что это такое?
Корсары Его Королевского Величества Харальда
V, дабы русские инспектора не успели ступить на борт, патрульным судном взяли
наших рыбаков на буксир.
На связь с "Нордкапом" вышла
"Анграпа". Предложено дождаться представителей Росрыболовства. Но
корсары отказались выяснять отношения в честном поединке. Мощный, современный,
полувоенный норвежский корабль, силой прихвативший с собой на буксире 36
российских рыбаков, с невероятной скоростью убегал от двух инспекторов
Росрыболовства, находящихся на маленьком пароходике. Находящееся в районе
захвата судно под российским флагом "Капитан Дураченко"
безрезультатно пыталось преградить путь норвежцам.
Опытный борец с норвежским корсарством Валерий
Яранцев, спавсший свой "Электрон" от захвата в 2005 году, говорит,
что нельзя было без боя сдаваться экипажу: "Всем кораблям, всем судам,
находящимся там, надо было защищаться. И делать это очень просто: ставишь
правый борт и разгоняешь эту норвежскую эскадру".
Министерство иностранных дел Норвегии сообщило
нашему посольству об аресте "Сапфира-II", цитата: "по подозрению
в нарушении" различных законодательных актов Норвегии! Мало того, что
такие акты не признаются мировым сообществом, так еще и нет доказательств
самого нарушения. Представьте, вас останавливает в Твери сотрудник украинского
ДАИ и говорит, что он подозревает вас в нарушении правил дорожного движения. На
вопрос, а где собственно доказательства, где свидетели, он отвечает, что он так
считает, а значит, машина изымается на штраф-стоянку, а вас отправляет на 15
суток в тюрьму.
30 сентября в МИД России был вызван посол
Норвегии K. Хауге, которому был заявлен протест с требованием немедленного
освобождения российского судна. По информации из Норвегии, в ходе
разбирательства с российскими рыбаками этот протест нигде не фигурирует,
норвежцы сделали вид, как будто его вообще не было.
Казалось бы, на все проблемы со Шпицбергеном
были даны окончательные ответы в результате подписания 15 сентября 2010 года
Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море
и Северном ледовитом океане. Этот договор сразу же окрестили "историческим
прорывом". Несомненно, так это и есть: налицо исторический прорыв — только
куда? Гладко было на бумаге, да забыли про овраги...
Как и следовало ожидать, все наши уступки
только подвигают норвежских корсаров на новые акции, направленные против
российских рыбаков и против российских интересов в Арктике.