Накануне выборов тогда еще премьер-министр и
кандидат на пост президента РФ Владимир Путин опубликовал статью под названием
«Строительство справедливости. Социальная политика для России», где высказал
ряд предложений в области демографической политики нашего государства.
Нельзя не согласиться c основным тезисом В.
Путина о том, что 143 миллиона для такой цивилизации, как Россия, — очень мало.
Безусловно, риски внешней агрессии в целях захвата в той или иной форме
природных ресурсов и других богатств нашей Родины очевидны. Более того, такой
захват — это уже не потенциальная угроза, а печальная реальность. Только по
официальным данным ЦБ РФ, незаконный отток капитала из России в 2011 году
составил более 70 млрд. долл. Эти деньги не получены народом нашей страны за
экспорт её природных богатств, практически украдены из кармана каждого из нас.
Если такое расхищение будет продолжаться, никакого улучшения демографической
ситуации в стране ожидать не приходится.
Намечен ли Путиным кардинальный прорыв в
данном направлении? Увы, нет. Он предлагает за 40 предстоящих лет увеличить
население страны до 154 миллионов, то есть на 11 миллионов, человек. Это было бы смешно, если бы не было до слёз
обидно и грустно. Разве демографическая политика — это вовсе не стратегическое
направление государственной деятельности, а на деле нечто второстепенное и
маловажное?
Даже неспециалисту в области демографии
очевидны и ясны некоторые простые вещи, которые необходимо сделать.
Сегодня наша государственная власть в РФ
делает главную ставку не на увеличение рождаемости и не на снижение смертности,
а на «трудовую иммиграцию». Тут сразу возникает сравнение между РСФСР и РФ.
Тогда ведь требовались гораздо большие трудозатраты во всех отраслях экономики,
но потоки внутренней миграции — например, из республик Средней Азии, —
эффективно ограничивались. Иными словами, экономическая необходимость столь
существенных ныне миграционных потоков не доказана.
По мнению Путина, «главным, ключевым условием
для того, чтобы человек переехал жить и работать в Россию, должна стать его
готовность принимать нашу культуру, наши ценности». Как будет реализовано
государственным аппаратом это «ключевое», по словам высшего руководства страны,
условие в реалиях современной России — отдельный и важный вопрос. Но хочется
спросить: почему, начиная с 1991 года,
российское государство не считает приоритетным возвращение тех людей, для
которых русская культура и без того является родной? По состоянию на 2005 год
даже заниженная официальная статистика МИД РФ определяла численность русской
диаспоры за рубежом более чем в 25 млн. человек. Верховная государственная
власть должна в самое ближайшее время, в течение двух-трех лет, решить задачу
по возвращению большей части этих людей на историческую Родину. Конечно, такая
задача может и должна реализовываться далеко не везде. РФ — это осколок
исторической Большой России. И русский мир не должен терять свое влияние там,
где еще звучит русская речь. Прежде всего — в странах ближнего зарубежья. Здесь
важнее сосредоточиться на системной поддержке каждого русского человека. Нельзя
допустить исхода русских из исторических ареалов их проживания.
Таким образом, общий, уже имеющийся
демографический потенциал нашей страны (Россия + Украина + Беларусь +
зарубежные диаспоры) состав- ляет более чем 225 миллионов человек. Это те люди,
которые реально воспринимают Россию как свою Родину. Безусловно, объединение
трёх славянских государств в одно или организация условий для возвращения
представителей русской диаспоры на Родину из ближнего и дальнего зарубежья
требуют очень серьёзных усилий. Но для этого мы и выбираем власть — чтобы она
решала самые сложные и неоднозначные задачи.