В последние два-три года Россия заметно
увеличила число ежегодных военных учений. 2012 год в этом смысле не стал
исключением: российская армия и флот приняли участие в значительном числе
крупных маневров, в том числе с международным участием. Параллельно реализуется
самая крупная с 80-х годов программа закупок вооружений.
Естественно, что столь демонстративное
внимание к боевой подготовке войск не могло пройти мимо иностранных
наблюдателей: многие начали задаваться вопросом – какие цели преследует Кремль,
столь активно дрессируя и оснащая армию?
С
непривычки можно и испугаться
После практически двадцатилетней паузы
российские вооруженные силы, наконец-то, начали получать ресурсы на реальную
боевую подготовку. И тут же принялись использовать подвернувшиеся возможности,
вызывая недоумение: против кого же Россия готовится воевать, затевая столь
грандиозный цикл учений?
То, что может показаться втянутому в поток
новостей наблюдателю аномальным ростом числа учений, на практике является лишь
попыткой довести объем боевой подготовки войск если не до лучших образцов
советского времени, то хотя бы до чего-то минимально приемлемого в нынешних
условиях.
Многие специалисты, к слову, указывают на
недостаточное (именно так!) количество учений тактического уровня – их, как
правило, снаружи не видно, но именно они и определяют, в конечном итоге,
боеспособность войск. Подчеркнем: даже сейчас количество учений в российских
вооруженных силах следует признать недостаточным.
В пору "холодной войны" западная
общественность привыкла к тому, что по эту сторону железного занавеса регулярно
проходят крупные маневры, иногда вызывающие легкий испуг своим залихватским
размахом. Общевойсковые "Днепр-67", "Запад-77" и
"Запад-81". Морские "Океан-70", "Океан-75" и
"Атлантика-78". Или "Щит-82" – крупнейшие в истории
человечества учения ракетно-ядерных сил, вошедшие в жаргон натовских
специалистов как "семичасовая ядерная война".
Однако в 90-е годы активность боевой
подготовки в российской армии резко упала, и этот мизерный уровень с некоторых
пор стал четко восприниматься Западом как "нормальный", фоновый. Какие-то
осмысленные движения к интенсификации учений начались только после югославской
кампании НАТО 1999 года; в частности, это касалось учений стратегической и
морской ракетоносной авиации над Арктикой.
Теперь в нужный ритм и размах дрессуры вводят
и общевойсковые соединения, с которыми, помимо скверного финансирования с 1992
года, не так давно приключилась еще одна проблема.
Проверка
двигателя
Эта проблема – создание армии "нового
облика", также известная как "реформа Сердюкова-Макарова" (по
именам своих менеджеров – военного министра Анатолия Сердюкова и начальника
Генштаба Николая Макарова).
Россия с 2009 года реализует крупную
перестройку организационно-штатной структуры вооруженных сил. В ходе нее была
ликвидирована традиционная для России и СССР дивизионно-полковая система (с
переходом к бригадно-батальонной) и созданы единые региональные
оперативно-стратегические командования, управляющие разнородными группировками
сил (сухопутных, морских, воздушных).
Реформа велась не всегда последовательно, с
огромным количеством резких шагов, которые впоследствии пришлось откатывать
назад или смягчать. В пример можно привести отмену и обратное введение
института прапорщиков, а также ликвидацию и последующее восстановление
армейского звена управления между бригадами и оперативно-стратегическими
командованиями. Переделывались и штаты бригад "нового облика",
особенно в части тылового обеспечения и штабного звена.
В результате в 2010-2011 годах на руках
армейского командования оказалась непроверенная и неоптимальная боевая система,
в которой еще только предстояло нащупать требуемые параметры и процедуры
боевого управления.
Кроме того, на весь процесс сверху наложилось
начавшееся внедрение автоматизированных систем управления войсками –
"Единой системы управления тактического звена" ЕСУ ТЗ, активно
отрабатываемой на 5-й гвардейской мотострелковой бригаде (бывшая Таманская
дивизия), а также системы "Андромеда" для воздушно-десантных войск.
Войска
совершенствуются на практике
Таким образом, воедино сошлись два мощных
фактора. Во-первых, объективная слабость боевой подготовки российских
вооруженных сил в 1990е – начале 2000-х годов, приведшая к тому, что войска
нужно было тренировать заново и как следует.
Во-вторых, системная перестройка всей
вертикали военного управления, переход на новый штат и новый стандарт
боеготовности потребовали широкомасштабной эмпирической проверки принятых
армейским руководством решений (и их необходимой корректировки).
И того, и другого можно добиться только одним
путем: постепенным наращиванием числа учений всех уровней. В том числе крупных
(с задействованием оперативно-стратегических командований и Генштаба), чтобы
проверить, насколько новая система боевого управления адекватна требованиям
современной войны.
Из числа недавно прошедших подобных учений в
пример можно привести маневры "Кавказ-2012", на которых в качестве
основной задачи как раз и ставилась проверка "жизнеспособности"
изменений в управлении крупными воинскими объединениями и корректировок,
принятых по итогам учений прежних лет ("Восток-2010",
"Запад-2009", "Центр-2011").
Кроме того, довольно активно развивается
военная составляющая Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В
распоряжении организации появились совместные вооруженные силы (КСОР –
"коллективные силы оперативного реагирования"), основу которых
составили российские аэромобильные войска: 98-я воздушно-десантная дивизия и
31-я десантно-штурмовая бригада.
Вероятное назначение нынешнего командующего
российскими ВДВ генерала Владимира Шаманова на пост главы объединенного штаба
ОДКБ говорит, в том числе, и о той степени внимания, которое Москва уделяет
этим силам региональной безопасности.
Вследствие этого образуется дополнительное
число военных маневров, в которые будут и впредь вовлекаться российские
вооруженные силы. Оно связано с отработкой совместных действий КСОР в рамках
общей безопасности стран ОДКБ (России, Белоруссии, Казахстана, Армении,
Киргизии, Таджикистана). В частности, элементы такой отработки велись на
учениях "Центр-2011", а также на маневрах
"Взаимодействие-2012", закончившихся в Армении в середине сентября
2012 года.
Особняком стоят флотские учения. Флот обычно
широко привлекается Генштабом к крупным общевойсковым маневрам – для отработки
взаимодействия командных структур разных родов войск, с чем в российской армии
в последние годы было довольно туго. Достаточно непредвзято изучить
ведомственные конфликты, шедшие во время обеих чеченских кампаний, и
несогласованность управления российской группировкой во время войны с Грузией в
2008 году.
Однако командование ВМФ довольно активно
включается в международные морские учения, видя в этом возможность лишний раз
потренировать личный состав и попросту вывести корабли в море.
Не так давно в Баренцевом море закончились
совместные трехсторонние учения "Северный орел-2012", в которых
участвовали корабли РФ, США и Норвегии. В июле 2012 года отряд кораблей
Тихоокеанского флота участвовал в маневрах RIMPAC-2012, которые США
организуют для своих союзников. И, наконец, весной 2012 года практически весь
боеспособный состав крупных сил Тихоокеанского флота вышел на учения
"Морское взаимодействие-2012", проводимое совместно с Китаем.
Как
научиться не воевать?
Перефразируя известную шутку Генри Форда про
машину черного цвета, можно сказать, что Россия в состоянии выиграть любую
войну, при условии, что она будет неограниченной и ядерной. И не стоит здесь
задавать вопрос о том, в какой степени образовавшиеся радиоактивные руины можно
будет считать достигнутой целью войны ("миром, лучшим, чем довоенный"
по терминологии английского военного историка Бэзила Лиддел-Гарта).
Во всех остальных случаях боеспособность
российской армии по-прежнему вызывает обоснованные сомнения. Даже в
небезызвестной кампании 2008 года в Грузии, где громкую победу России
оспаривать, казалось бы, совершенно невозможно, был выявлен целый ряд системных
проблем в координации усилий, боевом управлении и оснащении войск. Каковые, в
сущности, и подтолкнули переход к "новому облику" и расширение
закупок новых вооружений и военной техники.
Россия перевооружается и начала, наконец,
переход к нормальному уровню боевой подготовки, подразумевающему, в числе
прочего, и соответствующее число учений всех уровней. Потому что страна в
ближайшее время воевать совершенно не хочет. А чтобы не хотеть воевать, надо
это, как минимум, уметь. Иначе это называется "не может воевать", и
последствия у этой неспособности могут оказаться самые плачевными.