Правительство приняло первое решение по
налоговой реформе. Решиться было несложно - нововведение понравится большинству
населения, поскольку касается только богатых граждан. Как сообщил министр
финансов Антон Силуанов, обсуждавшийся много лет "налог на роскошь"
будет введен в России уже со следующего года.
Первым
про давнюю идею брать дополнительный сбор с тех, кто может себе многое
позволить, вспомнил премьер Владимир Путин. Осенью на съезде "Единой
России" он заверил, что налог на роскошь в России появится. Позднее Путин
разъяснил, что налог на роскошь "должен стать своего рода общественно
признанной платой за отказ от инвестиций в развитие - в пользу сверхпотребления
и тщеславия". И признал, что налог на богатство не носит фискального
характера, а скорее является морально-этической нормой.
С 2013
года налогом на роскошь будут облагаться дома, яхты и автомобили, рассказал
Силуанов. Уплачивать новый налог придется физлицам, определять, является ли
предмет роскошью, будут исходя из его рыночной стоимости. .
С
автомобилей, по словам министра, сбор будет взиматься, скорее всего, через
транспортный налог, с помощью повышательного коэффициента. Ставка налога на
недвижимость также будет прогрессивной - чем дороже объект, тем больше нужно
отдать в казну. Понятия "роскошь" официально в российском
законодательстве нет, и пока остается открытым вопрос, кто выступит оценщиком
предметов, которые будут признаны дорогими излишествами.
Введение налога на роскошь бесполезно без
ответа на вопрос, каким образом перекрыть возможные каналы ухода от его уплаты,
говорил недавно замминистра финансов Сергей Шаталов.
"Предполагается, что платить налог должны
граждане, но не приведет ли это к тому, что имущество будет перерегистрировано
на фонды, на юрлица, причем не обязательно зарегистрированные в офшорах,
которые будут предоставлять "услуги" и которые часто будут
принадлежать тем богатым гражданам, которые не хотят платить такие налоги? Есть
впечатление, что самые богатые как раз будут меньше всего обеспокоены введением
этого налога, так как в их распоряжении самые лучшие юристы, удобные правовые
юрисдикции, трасты, которые предоставят им разнообразные услуги", - сказал
Шаталов.
Не
слишком удачные попытки взимания налога на роскошь в истории имеются:
Массовый уход от налога на роскошь сделал этот
сбор неэффективным в США и даже привел к его полной отмене. Введение налога на
предметы роскоши было одобрено Конгрессом в 1990-м году, в список попали
ювелирные изделия, часы, яхты, самолеты, меховые изделия, дорогие автомобили.
Через три года его пришлось ликвидировать: американцы просто перстали делать
дорогие покупки у себя в стране, предпочитая приобретать дорогостоящие товары
без дополнительных сборов за границей. Был оставлен трехпроцентный налог на
автомобили стоимостью дороже $40 000, но и его отменили в 2003 году.
Налог
на роскошь в 2006 году был введен на итальянском острове Сардиния. Его были
обязаны платить владельцы местных вилл, а также яхт и частных самолетов. Сумма
налога на яхты и дома рассчитывалась с учетом их размера, а каждый взлет или
посадка частного самолета обходились хозяину в сумму от 200 до 1000 евро в
зависимости от типа авиалайнера. По подсчетам итальянских журналистов, больше
всего денег пришлось выложить экс-премьеру страны Сильвио Берлускони, имевшему
на острове семь вилл. В 2009
г. налог почти полностью ликвидировали: миллиардеры
проявили смекалку, оставляя суда подальше от острова.
Во
Франции граждане, у которых есть собственность или состояние на сумму свыше 1,3
млн евро, каждый год платят 0,25-0,5% от задекларированной суммы имущества.
Если недвижимость приобретена в кредит, налог с нее не платится до тех пор,
пока заем не будет погашен или сумма возврата в банк не достигнет 1,3 млн евро.
Здесь больших проблем эти налоги не вызывают. Главные "страдальцы" -
обедневшие дворянские семьи, которым становится не по карману содержать
наследные имения и родовые замки. Зато во Франции не облагаются налогами
предметы искусства и старины.
Для
России вопрос "эмиграции" богатых покупателей может встать так же
остро, как в США в конце 90-ых. Причем касается это не только яхт и
автомобилей, но и недвижимости. Как отмечал в ноябре первый зампред Центробанка
Алексей Улюкаев в своих комментариях к платежному балансу, инвестиции россиян в
иностранную недвижимость только с начала 2011 года выросли в 1,8 раза.