Генитальная фиксация оппозиции
Питерский художник Петр Павленский, прибивший
свои гениталии к брусчатке на Красной площади, в одно мгновение стал новым
"лицом" протеста. Одни оппозиционеры сравнивают его поступок с
юродством, другие заподозрили в фальшивом самоистязания.
Политический
мазохизм
Акция Павленского прервала затянувшуюся
стагнацию российской несистемной оппозиции. Протест давно нуждался в новых
лицах, новых героях, способных встряхнуть оппозиционную общественность и дать
ей новые смыслы. Неожиданно таким человеком стал художник-акционист Петр
Павленский, который совершил отчаянный перфоманс "Фиксация": выйдя
голым на Красную площадь, он прибил гвоздем свои половые органы к кремлевской
брусчатке.
Сам художник объяснил символизм этого
членовредительства как "метафору апатии, политической индифферентности и
фатализма современного российского общества".
Этот парень, прибивший свою мошонку к Красной
площади, он не фрик, им двигало желание прославиться»
Традиционные лидеры Болотной сначала предпочли
проигнорировать политическое искусство своего коллеги. На художника посыпался
град насмешек в социальных сетях. Впрочем, вскоре один из самых известных
оппозиционных публицистов, Лев Рубинштейн, осадил насмешников. Он напомнил им о
житиях святых, "про усмирение плоти, про власяницы, терзающие тело, про
спанье в сырых ямах и ледяных скитах", "про многовековую традицию
юродства". "Как там у вас с принудительным лечением для святых?"
– возмущался публицист в своей попытке героизировать голого художника.
Известный галерист Марат Гельман увидел в
членовредительстве Павленского "манифест бессилия". Другие
оппозиционеры называют питерского художника "на редкость последовательным
и мощным политическим акционистом, с очень емкими, простыми, истовыми,
искренними и своевременными высказываниями". И призывают не
"скатываться к обывательским оценкам".
На счету Павленского уже не одно
членовредительство. В прошлом году он зашил себе рот в знак протеста против
дела Pussy Riot. В начале этого года Павленский вновь занялся
эксгибиционно-мазохистским акционизмом: ассистенты художника принесли его
обнаженного и завернутого колючую проволоку ко входу Заксобрание
Санкт-Петербурга. Сделано это было в знак протеста "против репрессивной
политики властей".
В Москве Павленский дебютировал лишь осенью
этого года, с гвоздем и брусчаткой, и сразу стал героем СМИ и блогов, новым
лицом "болотной оппозиции", которая так нуждается в свежих героях.
Вообще, российской несистемной оппозиции
характерна фиксация на генитальном протесте. Несколько лет назад арт-группа
"Война" нарисовала на Литейном мосту в Питере 65-метровый мужской
половой орган. Позднее активистки "Войны", также входящие в Pussy
Riot, провели акцию в супермаркете, запихнув сырую курицу себе во влагалище.
Затем Pussy Riot во главе с Надеждой Толоконниковой устроили оргию в
Биологическом музее. Все это снималось на камеры и было выложено в Интернет.
Дырка от
пирсинга
Однако не все оппозиционеры с пониманием и
восторгом отнеслись к смелому поступку Павленского. Лидер движения
"Демократический выбор" Владимир Милов перепечатал и полностью
поддержал заявление другого оппозиционера: "Мужик, который прибил свои
яйца против Путина, спасибо тебе. Я же тебя буду теперь в пример приводить всем
тем, кто меня спрашивает "а вот они же там тоже против Путина, почему бы
вам с ними не объединится, одно же дело делаете?".
Культовая
запрещенная игра
Лидер "Другой России" Эдуард Лимонов
выразил надежду, что из Павленского "не слепят оппозиционера".
"Этот парень, прибивший свою мошонку к Красной площади, он не фрик, им
двигало желание прославиться. Мощнейший импульс на самом деле. Герострат сжег
храм Артемиды Эфесской, чтобы прославиться, а девки из Pussy Riot вихлялись в
храме Христа Спасителя. Американские подростки, ради удовольствия попасть в
телевизор, все чаще и чаще открывают стрельбу по товарищам соотечественникам. И
вот теперь этот, с мошонкой. На Красной площади".
Кроме того, блогеры уже заподозрили
Павленского и его протест в ненатуральности и неискренности. Наблюдателей
смутило отсутствие крови на брусчатке, где произошел акт политического
мазохизма. По словам блогеров, на самом деле художник не пострадал. Павленский
просто просунул гвоздь в дырку от пирсинга, а потом вбил его между камнями
брусчатки, изображая самоистязание. Таким образом, даже отчаянный, на первый
взгляд, политический жест оказался театральным представлением, подделкой для доверчивых
зрителей.
Источник: http://www.dni.ru/
|