С 15 октябрЯ 1921 года
на дне пролива Босфор по линии Топхане-Доламбахче на глубине около 25 метров лежит судно
«Лукулл» (до 1913 года — «Колхида») английской постройки 1866 года, с 1890 года
служившее прогулочной яхтой императорской семьи, затем — стационером
российского посла в Стамбуле, а на момент гибели — официальной резиденцией
командующего Вооруженными Силами Юга России (ВСЮР) генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля.
История её гибели
хорошо известна и задокументирована: яхту, стоявшую на рейде, в 16. 30 протаранил
шедший из Батума под итальянским флагом пассажирский пароход «Adria». Удар
пришёлся как раз на то место, где находилась каюта Врангеля, после чего «Adria»
дала задний ход, в пробоину хлынула вода, и «Лукулл» затонул почти мгновенно.
Погибли все члены экипажа, находившиеся в тот момент на борту. Врангель лишился
не только своих архивов, но также значительной части вывезенных из Крыма денег
и драгоценностей.
Следствие признало
столкновение случайностью и, после проведения необходимых юридических процедур,
дело прекратили. Но прошедшие с того времени девяносто с лишним лет не отменили
того факта, что данное судно является российской собственностью, а его
последним портом приписки значился Севастополь.
В настоящее время
турецкими властями ведутся работы по расчистке дна Босфорского пролива в связи
со строительством линии метрополитена из европейской части Стамбула в
азиатскую. В связи с этим «Лукулл» может быть окончательно уничтожен и утрачен
как памятник отечественной истории. Такого развития событий стремится не
допустить международный благотворительный Фонд имени генерала А.П. Кутепова (директор — Н.И. Кутепов).
Сотрудниками Фонда и привлеченными специалистами проделана большая
подготовительная работа по данной проблеме. Установлены параметры технического задания.
Получено согласие властей Турции, в случае подъёма яхты, на её возврат в порт
приписки и передачу российской стороне.
Управление поисковых и
аварийно-спасательных работ (УПАСР) Черноморского флота РФ готово своими силами
осуществить подъём «Лукулла», если будет получен соответствующий приказ
командования флота и разрешение со стороны турецких властей. Существует и
финансовая составляющая проекта, которая составляет около 15 млн. рублей (чуть
более 500 тыс. долл.), — сумма, которую сложно назвать «неподъёмной» для
возвращения России этого исторического судна. Но без внимания и поддержки на
государственном, правительственном уровне здесь уже не обойтись.