В российском медийном пространстве произошел
забавный, но неприятный казус. Продюсер рекламных спецпроектов телеканала
"Дождь" Илья Техликиди придумал и реализовал серию социальных принтов
(плакатов), на которой Иосиф Сталин сравнивается с самыми модными hi-tech
компаниями современности. Сравнение вызвало скандал в соцсетях: большинство их
обитателей считает, что в проекте форма затмила содержание, а попытка
познакомить online-поколение со страшными страницами отечественной истории
обернулась популяризацией образа Сталина.
В плакатной серии Сталин сравнивается с
социальной сетью Facebook, поскольку он тоже "призывал делиться
информацией"; с сервисом коротких сообщений Twitter, так как "был
краток"; с "Яндексом", потому что "отправлял поисковые
запросы". На других плакатах Сталина сравнивают с YouTube ("позволял
загружать и отправлять"), ВКонтакте ("пленил миллионы"),
Foresquare ("показал, где чье место") и Apple ("дорого
обошелся").
Внизу каждого плаката мелким шрифтом
приводится соответствующая историческая справка, например, на плакате про
"Яндекс": "2 июля 1937 года Сталиным была подписана Резолюция
"Об антисоветских элементах" о незамедлительном поиске, аресте и
расстреле самых активных "кулаков и уголовников" в срок до 5 дней.
Этот документ положил начало Большому Террору или "ежовщине" –
периоду массовых репрессий и политических преследований людей, неугодных
советской власти".
Несуществующий
проект
В чем же именно тут казус, спросите вы. А вот
в чем. В публикации журнала "Большой город", которую процитировали
многие СМИ, сказано, что серию плакатов сделала Российская общественная
организация жертв незаконных политических репрессий к 75-летию с начала
большого террора. Логотип организации, действительно, есть на каждом плакате.
Однако в самой организации ни одного из этих
плакатов в глаза не видели. Когда автор этих слов связался с ее председателем
Алексеем Есауловым, тот вспомнил, что ему звонил корреспондент
"Дождя" и что-то предлагал, но он его переправил к своему заместителю
Николаю Ольшанскому. Ольшанский же, как оказалось, вообще не знает, о чем идет
речь.
"У нас такого проекта нет. Мы такими
вещами в принципе не занимаемся", – заверил он.
В своем блоге на сайте проекта Snob.ru, где
также появилась плакаты со Сталиным, Тахликиди написал: "Помимо
"Сноба", проект осветили такие медиаресурсы, как "Большой
город", подготовивший совместно с фондом "Мемориал" специальную
статью о судьбах политзаключенных, и телеканал "Дождь", в эфире
которого в самое ближайшее время появятся анимационные ролики "Сталин – он
как…"
Однако главный редактор телеканала
"Дождь" Михаил Зыгарь сообщил, что о проекте узнал из СМИ, это личная
инициатива его сотрудника, и на телеканале, по его сведениям, ничего подобного
делать не планировалось. Более того, главный редактор журнала "Большой
город" Алексей Мунипов в дискуссии, развернувшейся вокруг этих плакатов в
Facebook, высказал… скажем так, крайне негативное к ним отношение. Кроме того,
он подчеркнул, что журнал лишь проинформировал читателей о проекте упомянутой
организации. Но поскольку никакого проекта, как мы уже выяснили, нет, то тут
круг и замыкается.
"Нечеловеческая
близорукость"
Однако авантюра авантюрой, но интересно
посмотреть на суть проекта, его замысел и реализацию. В блоге на Snob.ru
Тахликиди пишет, что эти плакаты – его зачетная работа как студента Академии
коммуникаций Wordshop.
Главной идеей было "рассказать
современной молодежи поколения Online, к коей отношусь и я сам, о событиях
сталинской эпохи, но простым и понятным для аудитории языком", – пишет он.
Вооружившись этим замыслом, он полез в сеть и наткнулся на принт чеченского
художника, выступающего под ником Nox 13, с переделанным логотипом компании
Google, в который была вмонтирована голова Сталина, и подписью: "Сталин –
он как Google: ты ему слово – он тебе ссылку". Связавшись с художником,
Тахликиди убедил его нарисовать остальные плакаты.
Реакция посетителей соцсетей на креатив
оказалась по большей мере отрицательной. В упомянутой уже дискуссии на Facebook
редактор Дмитрий Сурнин назвал получившиеся плакаты нечеловеческой
близорукостью.
"Абсолютное непопадание содержания в
форму и наоборот, – сокрушается он. – Более того, достигли прямо
противоположного эффекта. "Сталин – это прикольно"- вот эффект,
которого они добьются. А страшное и отвратительное должно быть страшным и
отвратительным. Оно не может быть прикольным".
Защищая от критиков свой проект, Тахликиди
отмечает, что ему удалось задеть социальный нерв, и что за 2 часа в группе
"Шедевры Рекламы" ВКонтакте пост с плакатами набрал очень много
лайков (на момент публикации материала – около 8 тысяч). Кроме того, он
хвастается: "… на защите этого зачетного проекта, где собралось жюри
профессионалов из мира рекламы и – внимание – социальных проектов и
благотворительности, мне поставили 10 из 10. И ни у одного члена жюри не
возникло ни одного вопроса по поводу адекватности работы".
Надо сказать, что голоса в защиту проекта,
действительно, есть. Один пользователь Facebook написал, что "плакаты
фановые и по делу", другая, – что, независимо от идеологии проекта, сделан
он талантливо – потому и живет до сих пор.
Однако бывший генеральный директор
издательского дома "Коммерсант" Демьян Кудрявцев уверен, что как раз
таланта авторам плакатов и не хватило. Дизайнерское решение здесь, по его
мнению, превалировало над содержанием.
"Twitter и Facebook – это свобода
высказывания, свобода распространения информации. Рядом со Сталиным это не
может стоять, потому что никакой свободы при нем не было, – считает он. –
Сталин – это тотальные убийства и тотальный страх. Делать из него эффективного
менеджера, сравнивая с сегодняшними инновационными продуктами – это
неправильная расстановка акцентов".
"Это попытка подменить объемное явление,
сложное, в котором и народ виноват, и обстоятельства, и идеология. Большой
террор – это сложнейшее горе народа, и сводить его к Сталину как к шуточному
образу – неверно", – заключает Кудрявцев.
Добавить к этому особенно нечего.
Клиповое массовое сознание спокойно отбросит
скучный "не фановый" бубнеж мелким шрифтом про большой террор из
пояснений к плакатам, оставив в памяти яркий образ того, что Сталин – это
современно, прикольно и, практически, наше все. Как говорится, с такими
друзьями, как молодые креативщики, никаких врагов не надо.