Источник: http://ria.ru/
Было бы неосторожным утверждать, что в
качестве президента России Дмитрий Медведев только что завершил свою последнюю
зарубежную поездку (в Индию, на саммит БРИКС). Но если говорить о крупных и
заранее запланированных международных форумах, то да - таковых до ухода
Медведева с президентского поста больше не ожидается. И надо признать, что
саммит в Дели получился эффектным - стало очевидно, что БРИКС растет и
развивается стремительно, он может даже стать "организацией", так что
в целом третий президент России очень неплохо завершает свою деятельность на
внешнеполитическом направлении.
Экономический
акцент
И страна-организатор, и прочие участники
нынешнего - четвертого - саммита Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки
старались показать, что встреча их носит преимущественно экономический
характер.
Вообще-то можно было бы сказать, что ключевая
тема саммита - совместная позиция пяти лидеров мирового экономического роста по
Сирии, по неразрывно связанному с Сирией Ирану и так далее. Но сейчас, в день
завершения встречи, гораздо больше известно о позиции саммита по экономическим
вопросам.
Приняты решения о возможном кредитовании друг
друга в национальных валютах, а также - по поводу увеличения взносов и квот (то
есть укрепление роли "пятерки") в МВФ. Смысл происходящего: страны
БРИКС продолжают помогать друг другу в деле плавного перехода к мировой
многовалютности, и вообще укрепляют свои позиции. Пока что - в рамках
финансовой "двадцатки" стран, решающих в нашем мире, в общем, все.
Были и новые идеи сотрудничества, которые
решено "изучить". Важно, что поток таких идей нарастает, с каждым годом
выявляется все больше того, что наши страны могут делать вместе. В общем, это
проявление успеха самой идеи БРИКС.
Господина
Рубини просят не беспокоиться
Тут самое время слегка позлорадствовать. Дело
в том, что "топить БРИКС" - это даже в России целая индустрия,
примерно такая же, как индустрия предсказаний краха Китаю. И вот в январе этого
года, накануне очередного Всемирного экономического форума в Давосе, Нуриэль
Рубини высказался на тему того, что Россию надо - по экономическим и
политическим причинам - вычеркнуть из БРИКС.
А Рубини, между прочим, это человек - или один
из тех людей - который придумал само сокращение "БРИК" (тогда - без
"С", то есть без Южной Африки) для обозначения стран, которые
лидируют в экономическом росте, пока США и ЕС показывают все признаки
системного кризиса.
Еще есть мнение, принадлежит публицисту
Джеймсу Траубу из США, что лучше бы этого БРИКС вообще не было, а вместо него
была бы "расширенная ИБСА". Это те же Индия с Бразилией и Южной
Африкой (которые и вправду встречаются еще и втроем), а если к ним присоединить
Турцию с Индонезией - будет ИБСАТИ.
Почему? Потому что страны ИБСА - это
"уважаемые демократии", Турция и Индонезия - тоже, а вот эти Россия с
Китаем...
Дело здесь не в том, насколько демократичны
турки или бразильцы, и не в том, что если воспринимать всерьез деление стран на
"демократии" и "автократии", то можно навсегда распрощаться
с надеждами понять хоть что-нибудь в нашем мире.
Тут главное - в полном и подчас искреннем
непонимании множеством людей того, что вообще такое БРИКС.
Например, есть масса желающих напомнить о
застарелом взаимном недоверии Индии и Китая после войны 1962 года (Правда, как тогда быть с ростом
индийско-китайской торговли, превысившей уже 60 миллиардов долларов? С тем, что
Китай стал главным торговым партнером Индии?)
Или можно недоуменно поднять брови: а что тут
делает Южная Африка? Или поразмышлять насчет того, что пять стран физически
далеки друг от друга, и образовать региональный торговый блок из них нельзя. И
далее делается классический и весьма ошибочный вывод: если я не вижу, что
сближает БРИКС, значит, БРИКС долго не проживет.
Но в том-то и дело, что разные экономические
реалии, или темпы роста, или споры и противоречия не только не мешают
существованию БРИКС - они его цементируют. Они и есть причина, по которым БРИКС
создавался и рос, сначала на основе как раз "спорящего"
индо-китайско-российского "треугольника", называвшегося РИК. А уже
потом к нему в 2006 году потянулись бразильцы, далее южноафриканцы, и, кстати,
возникли новые желающие, о чем в Дели накануне саммита ходили весьма оживленные
разговоры.
БРИКС и не планировался как экономический или
политический блок одинаковых или равных. БРИКС - всего-то навсего механизм
консультаций высших лидеров пяти государств с целью не мешать друг другу
развиваться и наращивать влияние на международной арене. "Не толкать друг
друга локтями" - таков мог быть девиз БРИКС, этого своего рода пакта о
ненападении.
Ну, а что касается Нуриэля Рубини, то не он
создавал БРИКС, и не ему решать, кого оттуда вычеркивать. А за название ему
искреннее спасибо.
Общность
воззрений
Но все-таки - действительно ли БРИКС
антиамериканская (или антиевропейская) организация, которая по заслугам
вызывает ярость "закатывающихся" центров мирового влияния? А это
смотря в каком смысле. В любом случае следует избегать классической ошибки
многих российских "экспертов", которые воспринимают весь проект как
сплошной вызов врагам: "нас три миллиарда, нам нет преград".
Нетрудно увидеть, что экономические шаги БРИКС
очень аккуратны и ставят целью лишь привести нашу роль во вполне
"западной" системе мировых отношений в соответствие с ростом своих
экономик. А вот по части общности политических воззрений - тут интереснее и
сложнее.
Дело даже не только в том, что все пятеро
находятся в переходной стадии и ведут активные внутренние дискуссии (что
ощущалось, скажем, в Дели, где я провел неделю накануне саммита). И не в том,
что все это и правда очень разные страны. Но общее у них было до создания БРИКС
в 2006 году и остается сейчас.
Общая позиция пяти стран по Сирии была первой
попыткой выйти за рамки экономической координации в поле борьбы идей и
подходов. Удалось? Как сказать. Осенью прошлого года была достигнута
договоренность - голосовать солидарно по всем сирийским резолюциям в ООН и не
только. Но с поправкой: опираясь на позицию Лиги арабских государств.
И тут постепенно стало ясно, что как раз
Лига-то и давит Сирию больше всех, чтобы навредить ее союзнику Ирану. Так вот,
выражать негодование Америкой - это сейчас всякий может, но бороться с
арабами... Нечто новое и непонятное.
Итак, солидарности БРИКС хватило ненадолго.
Настал, причем скоро (к новогодним праздникам), момент, когда трое из пяти -
Индия, Бразилия и ЮАР - ушли в нейтралитет по Сирии, оставив нас с Китаем.
Что же показал саммит в Дели? Для начала - что
изначальные позиции пяти стран по Сирии не изменились, для нас всех это обычная
гражданская война, которую и останавливать надо обычными средствами: никакого
внешнего вмешательства, перемирие и переговоры ради компромисса.
Сказано на эту тему на итоговой
пресс-конференции немного - в основном о необходимости политического
урегулирования и диалога, а также выражена поддержка сирийской миссии Кофи
Аннана. Примерно то же - об Иране. Подробности прочих договоренностей - кто как
будет голосовать - будут, очевидно, всплывать позже.
Как объяснили мне в делийском IDSA (Институт
оборонных и стратегических исследований), пока Китай и Россия голосуют в ООН
как прежде, остальные трое могут позволить себе какую угодно позицию. Но Индия
получает примерно 80% своего импорта нефти от монархий Залива, а 20% от Ирана.
Это не та ситуация, когда можно выбирать ту или иную сторону. Нужны обе. Выход
только один - мир в Сирии, с учетом того, что режим там отнюдь не проигрывает
войну.
И последнее. Подводя итоги делийскому саммиту,
Дмитрий Медведев сказал, что БРИКС будет преобразовываться "во влиятельную
международную организацию", причем это позиция не только России, а всех
пятерых.
А ведь это - сенсация. О какой организации
речь? Ясно, что не региональной, как ЕС или АСЕАН. А тогда остается нечто иное
- клуб новых мировых лидеров. Нечто, по влиянию способное когда-нибудь
сравняться с тем, что было у влачащей ныне жалкое существование бывшей
"большой" восьмерки. Конечно, Медведев создания такой организации на
своем нынешнем посту не успеет увидеть - тут надо года-два - но это все же его
достижение.